Рынок мобильной связи перенасыщен дополнительными услугами

Пользователи мобильных телефонов хотят новых услуг, но зачастую не знают, как обращаться с уже существующими. Часто пользователь не может назвать даже четверти перечня услуг мобильной связи, а первые лица компаний откровенно признаются, что многие из них внедряются для имиджа и денег не приносят. Однако к некоторым сервисам интерес стабильно растет.

В новом докладе исследовательской компании Strategy Analytics “Чего хотят мобильные пользователи” утверждается, что почти половина всех держателей сотовых телефонов нуждается в услугах мобильного позиционирования (GPS). Абонент желает знать, где находится он или, к примеру, его автомобиль, с помощью своего телефона, не используя при этом дополнительного оборудования. По мнению аналитиков, операторы слишком “зациклились” на развлекательных сервисах. К сожалению, они недооценивают потенциал услуг на базе GPS. Эксперты отмечают, что с 2001 года число потенциальных потребителей таких сервисов увеличилось с 37% до 45%. В то же время 38% мобильных пользователей готовы совершать платежи при помощи мобильников. Однако рост рынка этих услуг сдерживает ряд факторов. В частности, низкая точность определения местонахождения объектов, которая зависит от качества построения сети. Также сказывается недостаток сертифицированных систем для мобильных платежей. Другое исследование, в котором шведский оператор TeliaSonera задействовал 1457 респондентов, в частности, показало, что большинство из них устало разрываться между мобильниками и обычными телефонами.

Мечта опрошенных – единый аппарат для всех видов звонков, естественно, по приемлемым ценам. Среди вопросов к пользователям мобильной связи был и такой: “В каком сервисе вы нуждаетесь больше всего?”. Как выяснилось, среди респондентов женского пола не последнее место занимает желание обзавестись сигнализацией, встроенной в мобильный телефон. В то же время мужчины мечтают о спутниковой навигационной системе и подробных картах. При этом и мужчины, и женщины сходятся в том, что сотовый телефон необходимо оснастить электронной почтой. Женщины предлагают дополнить список услуг “напоминателями”, а мужчины – возможностью хранить различные коды доступа и пароли. Однако прогнозы Ассоциации GSM (Global System for Mobile Communications) несколько отличаются от результатов исследований. Распределение сервисов в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи в мире будет выглядеть следующим образом: передача голоса и SMS-сообщений – около 38%; банкинг, мобильный офис и мобильный доступ в Интернет – по 15%; информационные сервисы – 10%; определение местоположения и передача данных телеметрии – 5-7%. О

Очевидно, что успех будущих услуг, которые позволят, например, узнать, не прогуливает ли ребенок школу, находится ли муж или жена на работе, а не где-нибудь еще, определят в первую очередь тарифы и удобство пользования, а также точность позиционирования. По исследованиям агентства ACM-Consulting связанные с безопасностью сервисы могут заинтересовать до 10% абонентов сотовой связи. Как показала практика интернет-системы мобильного позиционирования WebLocator, запущенная в коммерческую эксплуатацию в декабре 2002 года российским оператором “МегаФон-Москва” совместно с компанией “Рэйс-Коммуникейшн”, услуги по определению месторасположения объектов могут действительно пользоваться заметным спросом. Так, рост абонентской базы WebLocator составил в 2003 году 15-25% в месяц. При этом ежемесячная средняя выручка с каждого автомобиля или груза, оборудованного системой, равна $48.

На сегодня доля корпоративных клиентов WebLocator составляет 75% и продолжают увеличиваться. В Украине, недавно, компанией UMC был запущен аналогичный сервис под названием GPS-навигатор. О результатах пока говорить рано, но перспектива, несомненно, есть. Однако услуги по определению местонахождения людей (а не грузов и транспортных средств, как в случае WebLocator) имеют свою специфику. В частности, как в Украине, так и в России не проработаны юридические аспекты “слежения” за людьми (по-видимому, операторы будут требовать согласия у обеих сторон – у того, кто следит, и у того, за кем следят), в то время как в странах с более развитым законодательством, как известно, “мобильная слежка” регулируется законом. Оплата товаров и услуг при помощи мобильного телефона (m-banking) также пользуется заслуженной популярностью во всем мире. Правда, наибольшую активность проявляют пока пользователи стран Азии. Например, в Южной Корее мобильный телефон постепенно начинает выполнять роль универсального устройства, объединяющего в себе функции оплаты проезда, кошелька для покупок в магазинах, электронного пропуска и пр.

Жители европейских стран также стараются быть в авангарде. Финны, например, получили возможность оплачивать парковку автомобиля с использованием мобильного телефона (услуга Parkit) еще года два назад. Для активизации этого сервиса водителю требуется позвонить по бесплатному номеру, в результате чего автоматически произойдет регистрация длительности парковки, стоимость которой будет включена в счет за телефон или взыскана отдельно. Примерно тогда же в Великобритании оператор Vodafone продвигал услугу, позволяющую его абонентам оплачивать информацию с веб-сайтов. Механизм оплаты реализован через SMS по номеру, указанному на сайте. В ответ требуется получить подтверждение и PIN-код для доступа к нужной информации. Для Украины это тоже не новинка. Все GSM-операторы пытаются заинтересовать своих абонентов использовать m-banking, начиная от заказов мелодий и логотипов для своего телефона, заканчивая расчетами в магазинах, правда, в основном за границей.

Существует также целый ряд программ сотрудничества банков с операторами в отношении оплаты услуг связи со счета их клиента в случае, если его депозит заканчивается. Это удобно для всех. Абонент спокоен, что телефон не отключат, оператор уверен, что банк покрывает его риски по кредитованию пользователя. Но, к сожалению, эти программы не очень эффективны, и мало кто из украинских владельцев мобильных телефонов о них знает. Эти сервисы, как правило, тихо умирают. Виноваты в этом как банки, так и операторы. И те, и другие забывают, что просто предоставить хорошие условия для использования дополнительной услуги мало. Необходимо доходчиво объяснить абоненту, почему для него это благо, а это уже стоит денег, которые, видимо, не были предусмотрены в рекламных бюджетах ни банка, ни оператора. Вот и получаем если не мертворожденную услугу, то нежизнеспособный сервис. Зато сотовые операторы продолжают развитие уже классических услуг на базе SMS, приносящих неплохой доход. Помимо набивших оскомину так называемых информационно-развлекательных услуг – пересылки афоризмов, гороскопов, тостов и других “жизненно необходимых” коротких сообщений – в сетях российских операторов появляются действительно полезные.

“МегаФон”, например, продвигает сервис “Кто звонил?”, позволяющий не пропускать звонки на мобильный, если абонент находится вне зоны действия сети. В этом случае подписчик получает SMS с информацией о звонке. Подобные услуги популярны в Европе – получение SMS намного дешевле, чем прослушивание сообщений на автоответчике. В Украине из того, что может быть действительно полезным людям, которым телефон нужен для дела, это максимум: курсы валют, погода и новости, отобранные по непонятному принципу. SMS-сервис пытаются использовать и при выборах в органы власти. 29 февраля этого года в России было организовано пробное голосование по выборам президента РФ по средствам мобильной связи. Проводимая в масштабах страны акция “оSМыSли выборы” по замыслу ее организаторов – компании Infon при содействии Российского фонда свободных выборов – должна была повысить политическую активность молодежи и среднеобеспеченных слоев населения, традиционно отличающихся низкой явкой.

Правда, как сообщила радиостанция “Эхо Москвы”, большая часть голосов SMS-выборов поступила в качестве организованного и согласованного спама. По прогнозам исследовательской компании Strategy Analytics, доходы от пересылки мультимедийных сообщений во всем мире к 2008 году вырастут до 22 млрд. долл. К тому времени подобными сервисами станут пользоваться 280 млн. человек. Ожидается, что катализаторами расширения абонентской базы MMS-услуг будут именитые медийные бренды. Именно они поставляют разнообразный видео-, фото- и анимационный контент. Мобильные устройства продолжают осваивать игровые приложения. По прогнозам агентства Datamonitor, к 2005 году в телефонные игры будут играть 200 млн. человек. Ожидается, что объем этого рынка к тому времени достигнет 6 млрд. долл. Правда, этот прогноз кажется чересчур оптимистичным. В докладе Всемирного форума беспроводной связи (W2F) объем мирового рынка игр для мобильных телефонов по итогам 2003 года оценивался в 520 млн. долл. Прогнозируемый W2F объем этого рынка к 2006 году – 1,9 млрд. долл., что существенно меньше, чем у Datamonitor, но все равно немало.

За рубежом дополнительные услуги принимают порой весьма изощренную форму. Японская корпорация Olympus разработала систему считывания кодов – гиперссылок с журналов и газет при помощи фотокамер мобильных телефонов. Сделав снимок кода, читатель автоматически будет перенаправлен на веб-сайт, откуда сможет загрузить звуковую версию статьи. Абсолютно очевидно, что в системах связи следующего поколения резко возрастут как скорость, так и объем передаваемой информации. На их базе возможно внедрение практически любого сервиса, вплоть до мобильного и интерактивного телевидения. По прогнозам Strategy Analytics, к 2008 году более 150 млн. пользователей во всем мире будут скачивать видео по мобильным беспроводным сетям. Ожидается, что в первую очередь это будут спорт, фильмы и развлекательный контент для взрослых. Эксперты считают, что к тому времени рынок дополнительных услуг составит более 5 млрд. долларов.

Андрей Бобровицкий

Лидерами новых разработок в мобильной связи являются Huawei, Qualcomm и Oppo, а POCO отделился от Xiaomi и представил в Украине POCO M3 на Snapdragon 662.

Что делать, если пульт от телевизора не работает.

-->