ИТ после кризиса: как изменится бизнес? Взгляд из Латвии

0
159 views

В нынешнем году коллеги из компании ТЕТ отменили традиционное роуд-шоу по городам Украины и провели — в духе времени! – онлайновое мероприятие.

Рейнис Зитманис, евангелист ИТ-технологий не только выступил с персональным сообщением, но и блестяще модерировал ивент. Рейнис сообщил, что «в этом году мы на удаленке». Сегодня основная тема — Covid-19. Происходит гипер-скачок в новую экономику. Covid лишь сократил время, увеличил темпы. «Мы шли потихонечку в новую экономику — объяснил Рейнис, – Внедряли новые системы, но Covid стал катализатором событий. То, что планировалось сделать за год, а то и за два, пришлось делать за пару месяцев. Главные изменения — нет массовых мероприятий. Спад потребления. Люди теряют работу. Наблюдается децентрализация Евросоюза. Дефицит бюджета… основа налоговой системы. С другой стороны, происходит естественный отбор сильнейших. То, что должно было умереть, скончалось сразу, что должно было «выстрелить» — «выстрелило». Люди получили новые навыки, усовершенствовав свои e-skills. Серьезный прорыв систем управления. Очень резко ускорился переход в облако.

Очень пострадал туризм (возврат к 2019 году только в 2023 году, по оценкам экспертов), чуть меньше логистика, СМИ, спорт, мебель, общественное питание, дантисты, косметологи, спа, развлечения, одежда и прачечные, Выиграли от кризиса курьеры, службы доставки, пакоматы, Интернет-магазины продтоваров, аптеки, производители санитарных товаров, хостинг-центры, SAAS услуги.

Руководителям-«консерваторам» пришлось пересмотреть свои взгляды и предоставить самостоятельность сотрудникам на «удаленке». Сейчас самое время менять карьеру. Каковы прогнозы? Все плохо в краткосрочной перспективе, все к лучшему в долгосрочной.

Мы идем из экономики 2.0 к экономике 3.0. процесс еще продолжается по инерции, так как есть долгосрочные обязательства. Но все больше бизнес инвестирует в системы управления маркетингом, заказами и производством в целом, подключая искусственный интеллект (ИИ).

Сейчас время гигантов и малых партий товаров. Для среднего бизнеса выйти на международный уровень будет еще сложнее после Covid-19. Хотя в Латвии не все так плохо: например, уже успешно функционирует электронная таможня. Происходит дисперсия товаров по всему миру. «Склад в облаке» при помощи 5G меняет всю картину и делает эффективнее производство.

Бизнес-модель 3.0 — это век аренды. Ибо больше всего потеряли те компании, деньги которых находились в реальном производстве, физических помещениях и транспорте. На смену приходит новый век — Life As A Service (LAAS), то, что нас всех ожидает. Мы будем арендовать некоторый образ жизни, в зависимости от того, сколько мы платим в месяц. Ведь в нынешней реальности мы уже многое абонируем.

Предприятия уже давно пользуются оперативным лизингом. Еcть В2В клиенты, которые ничего не имеют на руках. Нет техники, нет аммортизации, нет простоев. И к 2025 году таких компаний будет еще больше. Такие бизнесы сейчас растут. Иногда вначале даже денег нет, начинают с полного нуля. Большая задача — как покупателя «подсадить» на аренду. Для этого многие компании готовы пойти на рассрочку.

«Так мы видим кризис из Латвии, – резюмировал Рейнис Зитманис.

Ингус Хомка, консультант по решениям центров обработки данных компании ТЕТ уверен, что выход из чрезвычайной ситуации для бизнеса — это «облако».

«Облачные» услуги компании хорошо известны в нашей стране, ведь доля ТЕТ на украинском рынке достигает 13%. Вообще же компания на рынке с 2012 года. В Украину зашли в 2015-м. Экспортный бизнес, в основном, состоит из сетевых услуг с упором на «облака» и дата-центры. Если смотреть на ситуацию в краткосрочной перспективе, то все приспособились. На рынке ИТ наблюдается стабильность. Малый бизнес восстановил свою работу. Потребление электричества в ЦОДах выросло на 30%. При кризисе — три категории бизнесов: полностью готовые к удаленной работе, 50/50 и не готовые. Мы были готовы еще несколько лет назад. Во всеоружии. «Лично я могу работать из любой точки мира: подключаюсь к Сети и работаю со всеми нужными приложениями. – подчеркнул Ингус.

Сейчас необходимо менять привычки комммуникации. Тем не менее, были такие бизнесы, все сотрудники которых работали на постоянных рабочих местах, у них нет ни знаний, ни ИТ-мощностей для обеспечения удаленной работы.

К сожалению, надо ожидать повтора. Необходимо радикальное изменение бизнес-подхода. Выход мы видим в «облачных» услугах, сервисах телеконференций, платформы удаленного обучения, VDC, VDI.

Мы разработали целый комплекс услуг TET Distant, когда можно работать из дома и иметь доступ к бизнес-данным. Во время кризиса мы оказываем техническую поддержку, проводим консультации. Для малого бизнеса мы предлагали использовать некий объем «клауда» совершенно бесплатно.

У нас уже есть новый «клауд» на базе решений серверов CISCO.

ТЕТ оптимизирует затраты своих клиентов. Так, не надо платить за выключенные ресурсы (vCPU, vRAM). С целью повышения эффективности перешли на NVMe SSD диски. Интернет соединение с защитой от DdoS-атак. Виртуальный маршрутизатор NSX EDGE/ Управление ресурсами по API. Есть наличие мобильного приложения для управления ресурсами «облака» (Android, iOS). Не забываем о безопасности и серьезно готовимся ко второй волне.

Человеческий труд до сих пор был дешевле любых систем. Мы двигаемся к миру, в котором будут править роботы, но на самом деле они не будут править. Они будут исполнять очень конкретные функции.

О том, что наступает эра ИИ и как пандемия изменит обслуживание клиентов рассказала Алена Растихина, руководитель проектов продаж решений искусственного интеллекта, тренер роботов и «дрессировщик ботов» компании ТЕТ.

– Мы столкнулись с целым букетом вызовов во время пандемии, – подчеркнула Алена. Это и решение острых проблем управления денежными потоками, и увольнения или принудительные отпуска, и необходимость продаж, даже когда у клиентов заканчиваются средства, и обеспечение эффективной удаленной работы сотрудников.

Претерпел изменения и характер обслуживания клиентов. Так, в сфере коммуникаций увеличилась нагрузка на колл-центр на 20%. В сфере финансов нагрузка увеличилась с 10% до 30%. Количество «трудных» звонков в колл-центр возросло на 20%.

На фоне данных вызовов ТЕТ вместе с партнерской компанией Tilde оперативно создали Covidbot, который служил хорошим средством передачи актуальной информации про Covid-19. Чат-бот все еще используется на многих домашних страницах самоуправлений. Самая популярная тематика — это статистика, здоровье, как въехать и выехать из страны и т.д.

После пандемии 60% маркетологов планируют увеличить использование технологий ИИ в течение следующих 12 месяцев. Бесконтактные способы оплаты и покупки станут еще актуальнее. Клиенты привыкли общаться с предприятиями электронно, не имея возможности связаться лично. Немногие предприятия смогут вернуться к обычному темпу работы и вернуть потерянных сотрудников, почти все будут испытывать трудности в качественном и быстром обслуживании клиентов.

А.Растихина рассказала о преимуществах чат-ботов: доступность 24/7 и быстрое решение стандартных вопросовв, быстрое и эффективное информирование клиентов.

«Мы уже задумываемся о многоканальности коммуникаций с клиентами, – отметила Алена, подробно остановившись на видах чат-ботов: базированные на сценариях, на НЛП, на действиях. на контекстах, на голосе (типа Алексы, Сири). Последний вид особо заинтересовал ТЕТ. Мы сейчас тоже работаем над этим. «Анете» – первый чат-бот, говорящий на латышском языке для многих практически не отличим от реального оператора кол-центра.

В завершение ондайн ивента состоялась беседа с ИТ-директором украинской компании-производителя мороженного «Ласунка» Евгением Лавриненко. Компания входит в Топ-3 лидеров по замороженным продуктам, а сам Евгений работает в ней с самого основания, то есть уже 23 года. «Основная задача была быстро создать места для удаленной работы сотрудников, – объясняет Евгений, – нам удалось убедить руководство, что сотрудники реадьно работают на удаленке, не обязательно надо сидеть на рабочем месте «от и до». И мы перевели людей на удаленку. Некоторые сотрудники были только рады работать из дому, а не добираться до компании в часы пик.

Как повлиял карантин? Задерживается развитие производства, надо вкладывать больше средств. Нехватка квалифицироанных специалистов. Не готовность людей использовать современные технологии. Мы осознаем, что будущее за ИИ, Интернетом вещей, большими данными, Это может упростить процессы, общение с клиентами, управление производством.Упростить нашу жизнь в целом. Современный CIO должен мыслить нестандартно, быть на острие новых технологий.и быть настойчивым во внедрении новых технологий. И понимать как работает бизнес.

Прокомментировал ситуацию и Марис Сперга, директор по развитию бизнеса ЦОД Tet. «Во время пандемии Covid-19 мы наблюдаем существенный рост нагрузки на платформу виртуальных вычислительных ресурсов TetCloud, которая по сравнению с тем же периодом 2020 года увеличилась на 30%. Этот прирост говорит о том, что клиенты приспосабливаются к новой ситуации, обеспечивая удаленную работу, а также принимают во внимание сложность прогнозирования последующего развития событий. То есть предприятия предпочитают увеличивать ИТ ресурсы за счет аренды (ресурсы в облаке), а не приобретения (физическая покупка серверов).