В России на покупку мобильников все чаще берут кредиты

В прошлом году в кредит было куплено 15% всех мобильных телефонов в России, а в этом таких покупок будет 22%, подсчитали эксперты MForum Analytics. Правда, покупать трубку в кредит — дело невыгодное: кредитная ставка на этот товар — около 30% годовых, причем за время, пока человек выплачивает кредит, модель телефона может подешеветь на треть. Но покупателей это мало волнует — им хочется поскорее заполучить приглянувшуюся новинку, уверяют продавцы телефонов.

По данным MForum Analytics, в 2005 г. в кредит было продано 5 млн мобильных телефонов, или примерно 15% от общего числа реализованных трубок. В денежном выражении доля кредитных мобильников оказалась еще более высокой — 20% от объема продаж, или $1,1 млрд. В 2006 г., по прогнозам экспертов MForum Analytics, количество телефонов, купленных в кредит, увеличится на 30% по сравнению с 2005 г. до 6,5 млн шт. (22% от общего числа проданных моделей). А в денежном выражении общая стоимость таких мобильников вырастет на 55% до 1,7 млрд (36% от общей стоимости проданных мобильников).

“Больше всего телефонов в кредит берут в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре”, — рассказывает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. А представители дистрибуторских компаний отмечают, что жители регионов приобретают трубки в кредит даже чаще, чем москвичи. Например, у Dixis доля телефонов, продающихся в кредит, в Москве не превышает 5%, а в Красноярском крае доходит до 30%. У “Связного” в Москве в кредит продается 10% телефонов, а средний показатель по салонам этой сети — 20%. В этом году, по словам Деева, средняя цена кредитного телефона составит более $260, что на 36-37% выше средней стоимости трубки, которую оплачивают сразу.

По словам руководителя отдела по связям с общественностью “Связного” Елены Ноготковой, телефоны в кредит предпочитают брать молодежь и люди с невысоким уровнем дохода. А руководитель отдела по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева добавляет, что кредитом пользуются и покупатели со средним уровнем дохода, имеющие возможность приобрести дорогую модель телефона. “Но они предпочитают не сразу оплачивать всю сумму, а отдавать по частям”, — поясняет Москалева.

По оценке Деева, в 2007 г. рынок кредитных телефонов продолжит расти, в денежном выражении по отношению к 2006 г. он увеличится примерно на 30-45%. “Кредитование — один из драйверов роста рынка сотовых трубок”, — говорит Деев. “Потребительское кредитование стало катализатором развития рынка мобильных телефонов на определенном этапе развития: продажи активно росли несколько лет подряд”, — согласен пресс-секретарь сети салонов мобильной связи Divizion Очир Манджиков.

Главный минус покупки трубки в кредит — высокая эффективная ставка кредитования, которая в большинстве случаев превышает 30% годовых, а в некоторых кредитных программах достигает 55-60% годовых, говорит Деев. Представитель пресс-службы банка Home Credit, одного из крупнейших участников российского рынка потребительского кредитования, объясняет это тем, что мобильные телефоны — товар с высокими кредитными рисками. Телефоны невелики по размеру и очень ликвидны, говорит он. В портфеле проблемных потребительских кредитов агентства “Секвойя Кредит Консолидейшн”, выкупающего проблемные долги банков, 32% займов были выданы как раз на покупку мобильников, 20% — ноутбуков и оргтехники, 13% — бытовой техники. В будущем кредитная ставка может быть незначительно снижена, но для этого банк должен быть уверен в заемщике, говорит представитель Home Credit. Например, банк может предложить более низкую процентную ставку постоянному клиенту или покупателю с хорошей кредитной историей.

Покупателю невыгодно брать телефон в кредит еще и потому, что сотовые трубки быстро устаревают: за первые шесть месяцев продаж их стоимость снижается на 15-30%, продолжает Деев. В результате к моменту погашения стандартного полугодового потребительского кредита покупатель выплачивает 120-130% от первоначальной стоимости телефона, а розничная цена модели, которую он приобрел в кредит, уже составляет всего 70-85% от первоначальной. “Популярность кредитных трубок очень проста: для многих покупателей представляет интерес именно новая модель телефона, а через несколько месяцев эта же модель будет не столь привлекательна”, — объясняет Ноготкова. “Российские потребители не привыкли ждать, они хотят дорогие новинки чуть ли не в самый первый день продаж”, — соглашается Манджиков. А пресс-секретарь “Евросети” Татьяна Гуляева добавляет, что часть покупателей берут кредитные телефоны в подарок. Кроме того, по словам Москалевой, очень многие потребители просто не обращают внимания на процентные ставки банков.

© Юлия Белоус

Ведомости, дополнение MForum

Лидерами новых разработок в мобильной связи являются Huawei, Qualcomm и Oppo, а POCO отделился от Xiaomi и представил в Украине POCO M3 на Snapdragon 662.

Что делать, если пульт от телевизора не работает.

-->