Радиоволны скандала

0
571 views

В середине сентября Хозяйственный суд Киева своим определением запретил Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) проводить конкурс на частоты, используемые в наиболее перспективной технологии беспроводной передачи данных WiMax. Такое решение суд принял для обеспечения иска компании «Международный центр информационных технологий» (МЦИТ). Таким образом, операторам связи, которые желают предоставлять услуги на базе WiMax, придется подождать завершения процесса, а это может занять несколько месяцев.

Кроме МЦИТ, с аналогичным иском в суд обратилась и компания «Скайнетворк». По мнению истца, комиссия нарушила порядок проведения тендера: она должна была опубликовать информацию о нем не только на своем интернет-сайте, но и в газете «Урядовий кур’єр» и официальном бюллетене. Кроме того, решение о проведении конкурса было принято на внеочередном заседании комиссии. В соответствии с регламентом НКРС должна была опубликовать повестку дня собрания за пять дней до его проведения, чего она не сделала.

«Комиссия в последнее время иногда пренебрегает некоторыми нормами законодательства и собственных нормативных документов», — говорит один из участников телекоммуникационного рынка, пожелавший остаться неизвестным. Это вредит рынку: многие решения комиссии (например, о выдаче лицензий) можно оспорить, приостановив таким образом деятельность какого-либо оператора либо целого сегмента рынка. Именно это сейчас происходит с развитием в Украине технологии WiMax.

Могли бы догнать

Технологии WiMax предстоит конкурировать с системой мобильной связи третьего поколения (3G): в этом стандарте скорость передачи данных выше, чем в 3G. Скоро на рынке появятся и устройства (ноутбуки и телефоны), которые работают в этом стандарте. Самое главное — развертывание сети WiMax гораздо дешевле, нежели создание сети мобильной связи третьего поколения, а спектр предоставляемых услуг значительно шире.

Для Украины внедрение систем связи на основе технологии WiMax предоставляет уникальную возможность одним рывком догнать западные страны по уровню и доступности телекоммуникационных услуг и Интернета. Если степень развития западной инфраструктуры позволяет предоставлять услуги доступа в Интернет по кабелю в любой точке любого города, то в Украине в небольших городах и поселках доступ в Интернет просто отсутствует, и чтобы его организовать, надо проложить дорогостоящий кабель. Даже в столице есть районы, в которых использование технологии радиодоступа — единственная возможность подключиться к сети Интернет.

Основная проблема заключается в том, что в Украине заняты частотные диапазоны, на которых работает оборудование WiMax. В одном и том же диапазоне радиочастот могут работать разные технологии. Однако если их использовать одновременно, они будут мешать друг другу. Такие помехи можно наблюдать на экране телевизора, если ваши соседи пользуются дешевыми китайскими радиотелефонами. В результате и телевизор плохо работает, и по телефону невозможно разговаривать. Поэтому НКРС вначале распределяет частоты между различными технологиями: чтобы военная техника, мобильные телефоны, радиоуправляемые игрушки и телеканалы могли работать, не мешая друг другу.

В советские времена большинство частот предназначалось для военного использования, и на них до сих пор работает спецтехника. Иногда эти частоты применяются в радиорелейной связи (РРС) — морально устаревшей, однако до сих пор используемой технологии. С подобной проблемой семь лет назад столкнулись операторы мобильной связи: полосы частот, на которых сейчас работает сеть популярного стандарта GSM, в Украине занимали военные и аэропортовые службы. Их перевели на другие радиочастоты, чтобы в нашей стране развивалась мобильная связь. Такая конверсия частот сейчас проходит в тех диапазонах, которые предназначены для развития WiMax.

Наиболее привлекательные радиочастоты для коммерческого использования WiMax 2,3–2,4 ГГц, 3,4–3,8 ГГц, а также 5,15–5,85 ГГц. Чем ниже частота, тем дальше распространяются радиоволны. Следовательно, тем меньше базовых станций необходимо установить и тем ниже стоимость развертывания сети. Так, инвестиции в сеть, работающую на частотах 5,15–5,85 ГГц, в полтора раза выше, чем в сеть в диапазоне 3,4–3,8 ГГц.

Диапазон 3,4–3,7 ГГц еще в 2001 году был выдан компании «Украинские новейшие технологии» (УНТ) для использования технологии MMDS. Она предназначена для передачи телевизионного сигнала и во многих странах используется как беспроводная альтернатива кабельному телевидению. УНТ несколько раз пыталась создать коммерческую сеть, но безуспешно. После появления WiMax эта компания переоформила лицензию на новую технологию (переоформление такой лицензии бесплатное). Однако для продолжения работы ей пришлось почти год судиться с НКРС (комиссия пыталась аннулировать лицензию на том основании, что компания не развернула свою сеть в установленные сроки). В результате мирового соглашения УНТ сохранила за собой частоты 3,4–3,6 ГГц, и на минувшей неделе начала коммерческую эксплуатацию своей сети в Киеве и Харькове.

Новый план частот

Операторы связи в прошлом году неоднократно обращались в НКРС с просьбой выдать им лицензии на WiMax, однако все они получили отказ: эта технология не была указана в действовавшей на тот момент таблице распределения радиочастотного ресурса, да и частоты были заняты другим оборудованием. Среди тех,кто получил отказ, такие крупные участники рынка, как «Инфоком» (51% акций компании принадлежат государственному «Укртелекому»), «Голден телеком» и ряд других.

Новая таблица вступила в действие в декабре 2005 года. Согласно ей, использование WiMax в Украине возможно с 1 июля 2006 года, а соответствующие частоты должны быть в ближайшие пять лет освобождены от других систем.

Во время общественных слушаний члены НКРС обещали, что частоты будут выдаваться на конкурсной основе, как требует того законодательство. Однако на тендер, назначенный на середину октября, выставили лишь небольшую часть диапазона. Наиболее привлекательные частоты были выданы без конкурса в период с марта по июнь 2006 года, причем на морально устаревшие технологии.

Например, компания «Первый инвестиционный союз» (ПИС) получила лицензию на передачу данных с использованием шумоподобных сигналов на частотах 1,9–1,92 МГц. В других странах эти частоты используются для 3G. Лицензии на разные частоты также получили компании «ЭС-лайн», «Конфител», «Ведекон» «Санком», «Украинские новейшие телекоммуникации», «Просат». «Все они являются виртуальными фирмами, до того на рынке никому не известными», — утверждает директор Института информационного общества Олег Шевчук. По его словам, детальный анализ уставных документов этих компаний выявляет дружеские или партнерские связи между отдельными функционерами НКРС и владельцами указанных фирм. «Такой механизм позволяет утверждать, что под крышей комиссии существует своего рода центр создания виртуальных фирм и выдачи им лицензий на частоты», — заявляет Шевчук. Во всех перечисленных случаях за выдачу лицензий голосовали четыре человека: Олег Гайдук, Виктор Мазур, Владимир Олейник, Ольга Филиппова. Другие члены комиссии по многим вопросам находятся в оппозиции к ним.

В НКРС подозрения в каких-либо связях отвергают. «Частоты выдавались тогда, когда планом радиочастот использование технологии WiMax не было предусмотрено. Компании обратились с заявками на выдачу лицензий на те технологии, которые определены планом, и комиссия просто не могла не выдать эти лицензии», — говорят в пресс-службе НКРС. «По моим данным, все лицензии выданы совершенно законно, — подтверждает народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Сергей Чукмасов. — Ведь ни одна компания не подала в суд по поводу этих лицензий. Можно говорить о субъективизме при их выдаче, могут возникать подозрения о договоренностях, о неэтичности действий комиссии, но законность здесь соблюдена».

В обход бюджета

Выдача подобных лицензий — не что иное, как схема, позволяющая уменьшить платежи в бюджет. Так, например, компания «ЭС-лайн» с одним сотрудником в штате и уставным фондом 7,4 тыс. гривен в начале марта получила за 200 тыс. долларов частоты в диапазоне 2,3 ГГц для устаревшей технологии MMDS. В конце августа 75% ее акций были проданы за 7,5 млн долларов российскому оператору связи «Голден телеком».Теперь россияне планируют переоформить старую лицензию на перспективную технологию WiMax. Хотя по законодательству такое переоформление лицензии производится бесплатно, необходимо соблюсти некоторые требования. «Прежде чем переоформить документ на новую технологию, по Закону ”О радиочастотном ресурсе Украины” компания должна начать предоставление услуги на основе той технологии, которая указана в лицензии, причем во всех регионах страны и на всем частотном диапазоне. ”Эс-Лайн” уже нарушила срок начала освоения частотного ресурса, определенный по выданной ей лицензии, на май 2006 года. НКРС имеет законные основания рассмотреть вопрос об аннулировании лицензии», — утверждает член комиссии Александр Скляров.

«Сейчас на разные технологии применяются разные ставки оплаты. В результате компании получают лицензии на устаревшие технологии, а затем бесплатно переоформляют их на новые. Мы намерены пресечь такую практику: разрабатывается законопроект, который не позволит переоформлять лицензию», — говорит Сергей Чукмасов. Так что «Голден телеком» эту лицензию может потерять, и 7,5 млн долларов окажутся выброшенными на ветер. Даже если этого не случится, в дальнейшем развитию компании всегда будут угрожать иски, связанные с выдачей или переоформлением лицензии. Таких угроз не было бы, если бы компания получила частоты на тендере. Вначале компания «Голден телеком» пыталась поступить именно так, но добиться цели не удалось: почти все частоты, на которых работает WiMax, либо уже розданы, либо заблокированы судебными решениями.

В украинском офисе фирмы «Голден телеком» говорят о том, что решение о покупке принимали в Москве. На вопрос «Эксперта» о целесообразности участия солидного предприятия, акции которого котируются на международных биржах, в сомнительных схемах, главный управляющий компании «Голден телеком» ЖанПьер Вандромм сообщил, что у них в момент приобретения «ЭС-лайн» имелись все необходимые лицензии, выданные регуляторным органом. Он уверен, что документы оформлены надлежащим образом и лицензию не отберут.

Покупка компании при столь высоких рисках свидетельствуето том, что этот частотный диапазон стоит несравненно больше, а страна недополучает десятки миллионов долларов.

У нас не Норвегия

С мнением Олега Шевчука и других участников телекоммуникационного рынка можно не соглашаться. Однако очевидно то, что при нынешней организации работы НКРС сомнительные схемы стали возможными. Рассмотрение и принятие решения по важным вопросам комиссия проводит без привлечения общественности, не выполняет требования нормативных документов об обязательной публикации в трехдневный срок всех ее решений на сайте НКРС.

Формирование общественного совета при НКРС завершилось фарсом. В него члены комиссии сами отбирали представителей общественности, поэтому в его состав не попали многие авторитетные эксперты, которые критикуют работу комиссии. Очевидно, что такой общественный совет не может полноценно представлять мнение субъектов рынка телекоммуникаций и взаимодействовать с комиссией.

«Регуляторные вопросы в Украине сегодня решаются непонятно, непрозрачно и неконкурентно», — говорит Сигмунд Экхоуген, глава украинского представительства Telenor, одного из самых крупных инвесторов в телекоммуникационную отрасль нашей страны. При этом он добавляет, что для инвесторов важно, чтобы в Украине работал «действительно независимый регуляторный орган, как это делается во всем мире. Без этого привлечь средства в развитие телекоммуникационной сферы невозможно».

Рынку телекоммуникаций нужна самостоятельная, независимая комиссия

В Украине предлагаются различные варианты упорядочения работы комиссии. Так, в Министерстве транспорта и связи считают необходимым подчинить ее министерству. Но такое подчи-нение — шаг назад, ведь НКРС создавалась для отделения функции государственного управления от функций регулирования. Когда все эти функции были сосредоточены в Госкомитете связи, многие решения комитета принимались в интересах государственного монополиста «Укртелекома» и препятствовали развитию рынка.

Рынку телекоммуникаций нужны самостоятельная, независимая комиссия и более жесткий контроль со стороны госорганов. По мнению члена НКРС Сергея Апасова, законы Украины «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе Украины» подробно и четко описывают все, что должна и обязана делать НКРС и чего она делать не имеет права. Чтобы новые члены комиссии не испытывали соблазн нарушать эти постановления, нужен общественный контроль над деятельностью НКРС. Такой, к примеру, как в Норвегии, где все решения регуляторного органа публикуются на специальном сайте, к которому имеют доступ журналисты и профильные ассоциации. И любые некорректные действия чиновников сразу же получают общественный резонанс.

© Герман Богапов, Максим Благонравин

Эксперт-Украина