Сотовые доходы в России снизились на четверть

Доходы российских сотовых операторов снизились на 25% в прошлом году, а в этом году прогнозируется снижение на 20%. Исследовательская компания IKS Consulting посчитала прирост сотовых абонентов в мае и доходы операторов в прошлом году.

В мае уровень проникновения сотовой связи в России составил 32%, число абонентов – 47,32 млн. Всего в прошлой месяце подключились 2,6 млн человек.

Согласно отчету IKS Consulting, в Московском регионе рост абонентской базы замедлился. Чистый прирост составил только 330 тыс. абонентов (в мае прошлого года – 400 тыс.).

Лидером по приросту абонентов в столице стала компания МТС, для которой май стал самым удачным месяцем в 2004 году по подключениям в московском регионе.

В отличие от Москвы и Московской области, май стал “урожайным” для регионов. Прирост в регионах – 2,27 млн человек, что больше на полмиллиона подключений, чем в апреле. 40% всех региональных подключений приходятся на ОАО “ВымпелКом” (торговая марка “Би Лайн”) – это позволило второму по числу абонентов российскому оператору обойти по показателю чистого прироста лидера МТС (27% региональных подключений).

Доля “МегаФона” в региональном приросте выросла с 19% (апрель) до 21%.

Помимо списка 10 крупнейших операторов, в отчет IKS Consulting вошел рейтинг лицензионных макрорегионов по величине среднего дохода на одного абонента (ARPU).

“В 2003 году ARPU в России составил $15, что на 25% ниже по сравнению с 2002 годом”, – говорит Оксана Панкратова, старший консультант исследовательской компании. По ее словам, в этом году снижение доходов от абонентов замедлится и достигнет отметки в $12.

Лидером по уровню ARPU среди маркрогрегионов остается Дальний Восток, где конкуренция среди операторов сотовой связи пока остается слабой. А в Центральном регионе российские операторы зарабатывают 50% своих доходов.

В прошлом году самый низкий ARPU был у “МегаФона” – $12, но “МегаФон-Москва”, московское подразделение компании, зарабатывало намного больше $20 от одного абонента. “В этом году за счет энергичных маркетинговых инциатив и различных инновационных услуг (около 120 наименований) в первом квартале средний доход от одного абонента увеличился”, – говорит Роман Проколов, советник генерального директора “МегаФон-Москва”. Доля инновационных неголосовых услуг (различные SMS, MMS игры, рассылки и голосования) составила 16% от всех доходов московского оператора. Господин Проколов соглашается с тем, что доходы будут снижаться, но третья российская сотовая компания “будет прилагать максимум усилий, чтобы это снижение не было радикальным”. Он уверен, что это снижение будет минимальным, потому что “МегаФон-Москва” ориентируется на людей со средним достатком.

Михаил Умаров, директор “ВымпелКома” по связям с общественностью, не видит в снижение ARPU ничего драматического. “Вслед за повышением конкуренции и насыщении рынка, ARPU, разумеется, будет снижаться”, – считает господин Умаров. Он не согласен с господином Проколовым в “отборе” абонентов: “Любой растущий и развивающийся оператор будет привлекать различные слои людей. Вместе со снижением ARPU мы наблюдаем снижение затрат по привлечению новых абонентов, поэтому сохраняется баланс”. В 2003 году ARPU в “ВымпелКоме” был $12,5, а в первом квартале этого года средний доход от одного абонента снизился до $10,8. Доля неголосовых услуг составила 15% доходов. “Мы надеемся, что те наши абоненты, кто сейчас мало говорят, в дальнейшем будут чаще пользоваться сотовой связью”, – говорят в компании.

В МТС традиционно самый высокий показатель ARPU – $17,1 (за 2003 год), но и самый высокий уровень “оттока” абонентов (переход к другим оператором или вообще сезонного использования сотовой связи) – 47%. Представители лидера российского сотового рынка были не доступны для комментариев падения доходов от услуг связи, которое затронуло и МТС.

“Снижение, разумеется будет продолжаться особенно в регионах, где сейчас доходы выше, чем в Москве, – считает Олег Шенкер, аналитик ИК “Финам”. – Реальные доходы московские операторы получают от бизнесменов, но они присоединяются к абонентам намного медленнее”.

По мнению аналитика, абоненты, за которых сейчас борются операторы, редко пользуются сотовой связью и обычно покупают тарифные планы на распродажах, а когда деньги на счету заканчиваются, просто выкидывают их.

“Демократичность сотовой связи, о которой много говорили, призрачна, потому что сотовая связь по-прежнему остается неким элементом более узкого круга. Операторы стремятся увеличить свои абонентские базы в надежде на будущее и под давлением иностранных инвесторов, которые оценивают компании по количсеству абонентов и своим оценкам ARPU”, – заключает господин Шенкер.

realme удивила скидками на Черную пятницу, а в OPPO Find X3 впервые будет применяться полнопрофильная система управления цветом.

Смотрите, где можно выгодно приобрести технологичную новогоднюю елку.

-->