“Укртелеком” к продаже готов. Осталось сойтись в цене

0
216 views

Мысль о том, что приватизация “Укртелекома” может стартовать уже в начале лета, глава Фонда госимущества Украины высказал еще в середине мая. И это несмотря на то, что на сегодняшний день ни одна компания не дала обоснованной оценки стоимости украинского монополиста в области фиксированной связи.

Этот факт, а также приближение момента долгожданной приватизации “Укртелекома” подогревают жаркие дискуссии о его рыночной стоимости. В конечном итоге, несложно предположить, что нынешняя неопределенность может лишь отпугнуть потенциальных инвесторов.

Продажа самого лакомого государственного актива переносилась три года подряд. Однако сегодня правительство возлагает большие надежды на то, что приватизация национального оператора связи состоится именно в текущем году.

В прошлом конкурс по “Укртелекому” откладывался то ввиду кризиса на мировом рынке, то за “ненадобностью”, так как план государственной приватизации был выполнен и без его продажи. По мнению большинства аналитиков телекоммуникационного сектора, в минувшем году правительство допустило грубейшую ошибку, по поводу которой сегодня сетуют все субъекты предстоящей приватизации и даже сторонние наблюдатели. Российский оператор мобильной связи “Мобильные ТелеСистемы”, воспользовавшись критическим состоянием инвесторов мирового телекоммуникационного рынка и, видимо, недальновидностью украинского правительства, поочередно выкупил у собственников их доли и, в конечном итоге, получил полный контроль над ведущим отечественным оператором мобильной связи — UMC.

Продажа украинского мобильного оператора, 51% которого прежде являлся активами “Укртелекома”, наихудшим образом сказалась на приватизационной привлекательности последнего. Кроме удара по национальному оператору, эта сделка также существенно затронула интересы государственного бюджета. И хотя дело, казалось бы, уже в прошлом, обстоятельства “удачной” продажи продолжают живо обсуждаться и по сей день.

На прошлой неделе Счетная палата Украины обвинила представителей Фонда госимущества в завышении показателей поступлений от приватизации в 2003 году за счет включения в них доходов от продажи контрольного пакета мобильного оператора UMC. При этом представители палаты отмечают, что с продажей UMC готовящийся к приватизации “Укртелеком” существенно потерял в цене. По словам директора департамента Счетной палаты Виктора Огородника, у национального оператора “забрали самый ликвидный актив без уменьшения уставного фонда”.

С мнением директора департамента Счетной палаты соглашаются и эксперты телекоммуникационного и финансового рынков. По словам директора аналитического департамента ЗАО “Финансовая компания “Сократ” Владислава Остапенко, во время приватизации телекоммуникационных монополистов стран Европы в составе телекомов практически всегда были подразделения, предоставлявшие услуги мобильной связи. “В Украине же будет приватизирован оператор, у которого нет мобильной связи, более того, ему запрещено заниматься предоставлением таких услуг”, — подчеркивает эксперт. Поддерживает коллегу и руководитель аналитического отдела компании Dragon Capital Андрей Дмитренко, отмечая, что наличие в составе “Укртелекома” компании UMC увеличило бы цену национального оператора.

В подтверждение слов экспертов, мобильный оператор UMC улучшает свои позиции, его доходы и количество абонентов сегодня растут как на дрожжах. За 2003 год количество абонентов компании увеличилось на 97% по сравнению с 2002-м — с 1,7 млн. человек до 3,348 млн. В апреле текущего года этот показатель достиг 4,1 млн. человек. Сколько же могло бы запросить государство за “Укртелеком”, имей он сегодня в составе своих активов компанию, которая становится все привлекательнее?

В назначенной на текущий год приватизации “Укртелекома” существует и ряд других, не менее важных проблем. До сих пор не обнародованы экономически обоснованные расчеты стоимости монополиста. После роад-шоу, проведенного в Ганновере 23 марта текущего года, Михаил Чечетов оценил “Укртелеком” достаточно высоко. “Как самое информированное лицо могу сказать, что оценки стоимости “Укртелекома” еще нет. Мы не ее делали, и на данный момент я не готов озвучить стоимость монополиста. По моему мнению, от продажи “Укртелекома” государство должно получить порядка 1 млрд. долл.”, — сказал г-н Чечетов.

Такое неоднозначное заявление главы ФГИ может иметь не самые лучшие последствия для национального оператора: если инвестор не готов предложить столь крупную сумму за “Укртелеком”, он может отказаться от участия в приватизации, не имея при этом никакого понятия о реальной стоимости монополиста. Вызывает удивление и то, что, к примеру, в 2002 году Михаил Чечетов оценивал стоимость “Укртелекома” в 600 млн. долл. Это при том, что в составе активов национального лидера связи в то время еще находился мобильный оператор. Сегодня предположительная стоимость по загадочным причинам возросла на 400 млн. долл., составив фактически один миллиард.

Видимо, из-за отсутствия информации об официальных расчетах оценки независимых экспертов имеют значительный разброс. Директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко считает, что при нынешней ситуации на телекоммуникационном рынке за пакет госакций почти в 43% рассчитывать на более чем 600 млн. долл. не приходится. В Dragon Capital называют цифру порядка 900 млн. долл., тогда как “Сократ” отмечает, что, по оценкам фондовой биржи, цена за акцию колеблется в пределах 0,11—0,12 долл., соответственно, 43-процентная доля “Укртелекома” может стоить в пределах 860 млн.

Но, как известно, фондовый рынок Украины довольно “капризен и своеобразен”. С начала года все фондовые индексы имели положительный тренд и “побили свои максимумы” (например, индекс ПФТС рос быстрыми темпами с начала года и 20 апреля достиг пика в 149,84 пункта, затем проявив тенденцию к снижению). Уже в середине мая индекс ПФТС продемонстрировал рекордное с начала года падение в 5,61 пункта, остановившись на отметке 140,38. По данным ИФГ “Сократ”, в это же время своеобразным лидером был “Укртелеком”, спрос на ценные бумаги которого уменьшился на 8,62% (до 0,53 грн. за акцию). Таким образом, котировки акций оператора опустились ниже уровня 0,1 долл. за одну акцию и составили 0,095 долл. за акцию. В связи с этим стоимость всего телекома снизилась до 713 млн. долл. — “Укртелеком” оценивают и в 2,5 и 4 млрд. долл., называют и 800 млн. Однако цена — это продукт компромисса, все зависит от того, какой будет мировая конъюнктура, — отмечает заместитель председателя комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Терехин. Народный депутат подчеркивает, что сегодня Украина “находится в зоне политико-экономического риска, из которого не выйдет в течение ближайших пяти лет, так что рассчитывать на высокую стоимость “Укртелекома” не приходится.

Нынешняя команда менеджеров пытается подвести национального монополиста фиксированной связи к приватизации в лучшей форме. 16 апреля с.г. на собрании акционеров “Укртелекома” было принято решение преобразовать совместное украино-немецко-американо-голландское предприятие ЗАО “Утел” (100% акций которого владеет “Укртелеком”) в дочернее предприятие. По словам председателя правления “Укртелекома” Григория Дзекона, подобное преобразование оператора международной телефонии позволит избежать двойных затрат на развитие инфраструктуры, снизить себестоимость услуг и консолидировать все значимые активы “Укртелекома” перед приватизацией. Возможно, именно этот шаг повысит в дальнейшем стоимость нашего монополиста.

За довольно короткие сроки (с февраля текущего года) новой команде менеджеров удалось увеличить доходы “Укртелекома” на 15%. В первом квартале 2004 года они составили 1,4 млрд. грн. Кроме того, с начала текущего года компании удалось уменьшить дебиторскую задолженность на 78 млн. грн. Объем капиталовложений “Укртелекома” в первом квартале с.г. составил 308 млн. грн., что также на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Такая разница между уровнем прошлогодних показателей и нынешних объясняется, в частности, политикой предыдущего правления “Укртелекома”. На уже упомянутом апрельском собрании акционеров был обнародован отчет ревизионной комиссии национального оператора связи, в нем содержалась масса фактов неэффективного распоряжения финансами. К примеру, ревизионная комиссия раскритиковала выпуск “Укртелекомом” облигаций на сумму 700 млн. грн., который был проведен в июне 2003-го “вопреки требованиям пункта 140 Государственной программы приватизации, утвержденной соответствующим законом”, и противоречит полномочиям правления ОАО, в соответствии с уставом компании. В то же время комиссия обратила внимание на суммы, расходуемые оператором на поддержку общественных организаций, и недостаточно полный учет использования автопарка компании.

На нынешнее же руководство компании, особенно в преддверии приватизации, аналитики телекоммуникационной отрасли возлагают большие надежды. Заместитель директора Института информационного общества Ярослав Павловский отмечает, что новый менеджмент, сегодня управляющий “Укртелекомом”, является “достаточно грамотным: он может разработать стратегию развития компании на следующие пять лет”. По словам Александра Рябченко, изменение состава правления “Укртелекома” дает гарантии государству, что “договоренностей во время приватизации не будет”. “Мы можем говорить сколько угодно, что телеком является монополистом, у него высокий уровень доходности и т.д. Но реально компания стоит ровно столько, сколько за нее готовы платить инвесторы”, — уверен Александр Рябченко.

Впрочем, очень мало шансов, что действия менеджмента “Укртелекома” введут в заблуждение расчетливых инвесторов. И связано это с тем, что зарубежные покупатели уже имеют несладкий опыт приобретения телекоммуникационных монополистов в соседних странах. Вложив в конце прошлого столетия в польского оператора связи TP SA Capital Investment Group 5,224 млрд. долл., французская компания France Telecom на протяжении 2001 года потеряла 86% чистой прибыли. Не лучше ситуация и у американского финансиста Джорджа Сороса. Консорциум Mustcom Ltd. во главе с американцем в 1997 году приобрел 25%+1 акция “Связьинвеста” за 1,875 млрд. долл. В прошлом году, назвав свое вложение чуть ли не главной “инвестиционной” ошибкой, Сорос заявил о продаже блокирующего пакета оператора. Однако продать свою долю в компании американцу удалось лишь в текущем году всего за 600 млн. долл. Т.е. втрое дешевле.

P.S. По большому счету, ситуацию с украинским монополистом связи нельзя даже сравнивать с приватизационными “примерами” стран Европы из-за продажи в прошлом году все того же контрольного пакета UMC. Сегодня ошибки прошлого не исправить, но время для продажи “Укртелекома” выбрано оптимальное, считает Владислав Остапенко. “Фактически все, что можно было сделать — включить “Утел” в состав “Укртелекома” как дочернее предприятие, — уже сделано”, — считает эксперт. По его словам, это решение нынешнего руководства национального монополиста связи увеличит денежные потоки “Укртелекома” и положительно скажется на стоимости компании

Стас Лангер