Ученые обнаружили самую древнюю сверхмассивную черную дыру

квазар - черная дыра J0313-1806

Самая древняя из когда-либо обнаруженных черных дыр настолько велика, что не поддается объяснению. Эта активная сверхмассивная черная дыра или квазар может похвастаться массой 1,6 миллиарда солнц и находится в центре галактики на расстоянии более 13 миллиардов световых лет от Земли. Квазар, получивший название J0313-1806, появился в то время, когда Вселенной было всего 670 миллионов лет, или около 5 процентов от нынешнего возраста Вселенной.

квазар - черная дыра J0313-1806

Таким образом, J0313-1806 в два раза тяжелее и на 20 миллионов лет старше, чем последний рекордсмен, до этого самая известная древняя черная дыра.

Обнаружение такой огромной сверхмассивной черной дыры на столь раннем этапе истории Вселенной ставит под сомнение понимание астрономами того, как впервые образовались эти космические обитатели, сообщили исследователи 12 января на виртуальном собрании Американского астрономического общества и в статье, опубликованной на arXiv.org 8 января.

Считается, что сверхмассивные черные дыры вырастают из черных дыр меньшего размера, которые поглощают материю. Но астроном Файги Ван из Университета Аризоны и его коллеги подсчитали, что даже если бы семя J0313-1806 сформировалось сразу после первых звезд во Вселенной и росло с максимальной скоростью, для него потребовалась бы начальная масса не менее 10 тысяч солнц. Обычный способ образования семенных черных дыр – в результате коллапса массивных звезд – может сделать черные дыры в несколько тысяч раз массивнее Солнца.

Гигантская семенная черная дыра могла образоваться в результате прямого коллапса огромного количества первичного газообразного водорода, говорит соавтор исследования Сяохуэй Фань, также астроном из Университета Аризоны в Тусоне. Или, возможно, семя J0313-1806 началось с малого, сформировавшись в результате коллапса звезды, и черные дыры могут расти намного быстрее, чем думают ученые.

«Обе возможности существуют, но ни одна из них не доказана, – говорит Фань. – Мы должны смотреть гораздо раньше [во Вселенную] и искать гораздо менее массивные черные дыры, чтобы увидеть, как они растут».