Ученые зафиксировали космический аметист в умирающей звезде

IC 4593

На Земле аметисты могут образовываться, когда пузырьки газа в лаве остывают при правильных условиях. В космосе умирающая звезда с массой, подобной Солнцу, способна создать структуру, не уступающую по привлекательности этим прекрасным драгоценным камням.

Когда звезды, подобные Солнцу, сжигают свое топливо, они сбрасывают свои внешние слои, и ядро ​​звезды сжимается. Используя рентгеновскую обсерваторию Чандра НАСА, астрономы обнаружили пузырь сверхгорячего газа в центре одной из таких истекающих звезд, планетарной туманности в нашей галактике под названием IC 4593. Расположенная на расстоянии около 7800 световых лет от Земли, IC 4593 – самая далекая планетарная туманность, обнаруженная Чандрой.

IC 4593

На этом новом изображении IC 4593 рентгеновские лучи от Чандры в пурпурном цвете напоминают о сходстве с аметистами. Пузырь, обнаруженный Чандрой, – это газ, нагретый до более чем миллиона градусов. Эти высокие температуры, вероятно, были вызваны материалом, который оторвался от сморщенного ядра звезды и врезался в газ, который ранее был выброшен звездой.

Это составное изображение также содержит данные о видимом свете, полученные с космического телескопа Хаббл (розовый и зеленый). Розовые области на изображении Хаббла – это перекрытие излучения более холодного газа, состоящего из комбинации азота, кислорода и водорода, тогда как зеленое излучение в основном связано с азотом.

IC 4593 – это то, что астрономы называют «планетарной туманностью», что звучит обманчиво, потому что этот класс объектов не имеет ничего общего с планетами. Название было дано около двух веков назад, потому что они выглядели как диск планеты при просмотре в небольшой телескоп. Фактически, планетарная туманность образуется после того, как внутренняя часть звезды с массой примерно с Солнце сжимается, а ее внешние слои расширяются и охлаждаются. Что касается Солнца, его внешние слои могут простираться до орбиты Венеры во время его фазы красного гиганта через несколько миллиардов лет в будущем.

В дополнение к горячему газу, это исследование также обнаруживает доказательства наличия точечного источника рентгеновского излучения в центре IC 4593. Это рентгеновское излучение имеет более высокие энергии, чем пузырек горячего газа. Точечный источник может быть от звезды, которая отбросила свои внешние слои, чтобы сформировать планетарную туманность, или от возможной звезды-компаньона в этой системе.