84% граждан Украины дают положительную оценку присутствия такси с мобильными приложениями на рынке перевозок. В случае срочной необходимости 63% опрошенных скорее бы воспользовались услугами такси, работающих с мобильными приложениями, тогда как 37% скорее позвонят в традиционные службы такси.
Такие данные иследования, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) в Киеве, Днепре, Одессе, Запорожье, Виннице, Львове и Харькове по заказу Института социально-экономических трансформаций. Сбор данных продолжался в течение 23-28 декабря 2019 и 8-14 января 2020 года. Методом телефонного и онлайн интервью было опрошено 1509 респондентов в возрасте 25-45 лет, которые являются пользователями услуг такси.
Результаты исследования показали, что половина опрошенных характеризует личное впечатление о традиционных сервисах такси, которыми чаще всего пользовались в течение года, как положительное (50%), в то время как почти треть опрошенных (36%) имеют плохой опыт использования сервиса традиционных такси. Впечатления о такси, работающих с мобильными приложениями (такие, как Uber, Uklon, Bolt и т.д.), несколько лучше – у 62% респондентов очень или преимущественно положительное впечатление об их работе, и только 4% опрошенных негативно оценивают такси, работающих с мобильными приложениями.
Сравнивая такси с мобильными приложениями и традиционные такси по некоторым основным аспектам работы этих сервисов, пользователи предпочитают первые:
- Текущая ситуация с безопасностью пассажиров лучше у такси с мобильными приложениями (36%), чем в традиционных такси (7%);
- Стоимость услуг лучше у такси с мобильными приложениями (42%), чем в традиционных такси (17%);
- Техническое состояние транспортных средств лучше у такси с мобильными приложениями (48%), чем в традиционных такси (5%);
- Качество обслуживания лучше у такси с мобильными приложениями (51%), чем в традиционных такси (5%);
- Возможность обратной связи с компанией и отзыва лучше у такси с мобильными приложениями (65%), чем в традиционных такси (8%);
- Современность (навигационная (GPS) помощь, бонусы для клиентов и т.п.) лучше у такси с мобильными приложениями (68%), чем в традиционных такси (3%);
- Сложность вызова/заказа лучше у такси с мобильными приложениями (43%), чем в традиционных такси (20%).
Среди пользователей услуг такси 70% считают, что правительство должно позволить сервисам такси с мобильными приложениями (таким, как Uber, Bolt, Uklon т.д.) продолжать работать так, как это происходит сейчас, 6% не согласны с этим. Почти каждый четвертый (24%) не имеет определенного мнения по этому поводу или не знает, как сейчас работают эти сервисы.
По мнению пассажиров, главными задачами правительства по регулированию рынка такси должно быть следующее (сумма процентов в ответах более 100% из-за возможности выбора нескольких задач):
- обеспечение ценовой доступности услуг для пользователей (60%);
- страхование поездок (58%);
- официальное трудоустройство водителей (44%);
- безналичный расчет за услуги (44%);
- медицинские справки водителей (44%);
- стимулирование развития новых технологий в этой сфере (43%);
- поддержка конкуренции среди поставщиков услуг (39%).
Только 11% опрошенных считают, что правительство в целом не должно вмешиваться в регулирование рынка такси.
Эти результаты опроса являются важными для понимания потребностей пользователей услуг такси и будут учтены при формировании публичных политик, касательно рынка такси. Также есть серьезные основания полагать, что новые отношения между пассажирами, водителями и транспортными услугами, построенные с помощью инновационных бизнес-моделей, не могут быть надлежащим образом урегулированы в рамках действующей законодательной базы.