Обоюдная экспансия операторов смежных сегментов – телевидения и телекоммуникационного рынка – выгодна потребителю
Взаимная тенденция расширения операторов в смежные сегменты медиарынка приведет к тому, что потребитель будет получать услуги телефонии, доступа в Интернет, телевидения и ряд других сервисов в комплексе лишь в одной компании. Так, о своем намерении предоставлять в столице услуги спутникового, кабельного и эфирного цифрового телевидения заявил один из наиболее крупных операторов рынка телекоммуникаций – компания «Датагруп». Коммерческую эксплуатацию широкополосных наземных, спутниковых и беспроводных сетей она планирует начать в начале следующего года, когда в пакет услуг под брендом «TV-Бум» будет включено эфирное цифровое ТВ. Таким образом, операторы рынка телекоммуникаций расширяются за счет сегмента телевидения. В то же время многие столичные провайдеры телевидения уже предоставляют услуги доступа в Интернет. Эксперты отмечают, что взаимная конвергенция полностью соответствует мировым тенденциям. «Сегодня украинский рынок телекоммуникаций можно назвать насыщенным. В настоящее время первичный спрос уже удовлетворен, и доходность компаний – мобильных операторов, интернет-провайдеров и других, в соответствии с мировыми тенденциями, падает. Конкуренция не позволяет существенно повысить абонплату, поэтому у операторов нет иного выхода, как расширяться в смежные сегменты медиарынка», – отметил изданию «СЕЙЧАС» президент Союза кабельного телевидения Украины (СКТУ) Александр Ляхов.
По данным СКТУ, в настоящее время в Украине насчитывается около 2,5 млн. абонентов кабельного телевидения. На сегодняшний день лучше всего охвачены сетями города-миллионники: столица – на 95%, более чем на 80% – Днепропетровск, Донецк, Одесса и др. Официально работающих по лицензии операторов кабельного телевидения в Украине около 300. Однако, по данным Нацсовета по телевидению и радиовещанию, кабельным телевидением в стране занимаются 700 субъектов, что свидетельствует о развитом теневом рынке. На начало 2006 г. лицензии на спутниковое вещание имели 36 телерадиоорганизаций. При этом компаний, занимающихся инсталляцией и сервисным обслуживанием абонентов, в данном сегменте рынка насчитывается более 200 (см. «СЕЙЧАС», №169 от 13 сентября 2006 г.). В то же время, по данным исследований компании eMarketer, в Украине насчитывается около 3 млн. пользователей Всемирной паутины, то есть менее 7% населения.
По оценкам операторов, потенциальная емкость сегментов кабельного и спутникового телевидения в Украине больше в 2-3 раза, Интернета – в 4-5 раз
Исходя из статистики медиарынок имеет огромный потенциал для развития. Наиболее перспективным направлением считаются предоставление доступа в Интернет, IP-телефония, эфирное цифровое телевидение, услуга «видео по запросу» и другие. Но в любом сегменте медиарынка компании испытывают одну и ту же проблему: первичный спрос удовлетворен и темпы прироста абонентов не столь высоки, как хочется: в большей степени число абонентов растет за счет их миграции от одного оператора к другому. Притоку новых пользователей препятствует низкая платежеспособность населения, недостаточная развитость сетей в регионах, дисбаланс в законодательстве, позволяющий преимущественно развиваться определенным технологиям, а также другие причины.
Взаимное проникновение операторов в смежные сегменты усиливает конкуренцию. С одной стороны, это выгодно потребителю: в пакете предоставляемых услуг растет доля эфирных телеканалов, дополнительных сервисов, увеличивается скорость передачи данных, улучшается качество обслуживания и т. п. С другой – стоимость услуг имеет тенденцию к повышению. «Рост цен – это неизбежный процесс, обусловленный как макроэкономическими показателями, так и конъюнктурой рынка: увеличением лицензионных отчислений правообладателям, затрат на оплату так называемых коммунальных платежей (электропитание, аренду помещений и каналов связи), изменением уровня заработных плат высокопрофессиональных специалистов», – пояснил изданию «СЕЙЧАС» бренд-менеджер услуги «Воля Преміум ТВ» Александр Вийт. В сегменте «Интернет» ситуация несколько иная: провайдеры стали заложниками низких цен, привлекающих абонентов. Напомним, что ранее эксперты уже высказывали мнение о том, что при существующих проблемах в точке UA-IX (см. издание «СЕЙЧАС», №187 от 9 октября 2006 г.) во избежание подорожания услуг Интернета операторы начнут объединять зарубежный и украинский трафик.
ГЛАВНОЕ
Расширение операторов рынка телекоммуникаций и ТВ в смежные сегменты обусловлено поиском для своих компаний большей доходности. Однако прирост абонентов происходит в основном за счет их миграции от одной компании к другой, поскольку рынок, по мнению экспертов, уже достиг первичного насыщения. Процесс конвергенции усиливает конкуренцию в каждом из сегментов, что в первую очередь выгодно потребителю повышением качества обслуживания, увеличением доли продуктов в предлагаемых пакетах услуг и т. д. С другой стороны, каждому из сегментов присущ ряд проблем, тормозящих их развитие. При этом с повышением арендной платы, стоимости электроэнергии и т. д., каждому из операторов все труднее удерживать цены на свои услуги.
(с) Денис СЕДЛЕЦКИЙ, «СЕЙЧАС»









