В ближайшие пять лет рынок ноутбуков будет расти на 50-70% ежегодно
Бум продолжается
Рынок ноутбуков растет бешеными темпами. До конца года, по прогнозам IT-холдинга AVentures Group, украинцы купят минимум 250 тыс. переносных компьютеров. Столько лэптопов в Украине не продавали даже за пятилетку. Впервые взрывной рост продаж ноутбуков наблюдался в 2005 году, когда украинцы приобрели 110 тыс. переносных ПК — почти в 2,5 раза больше, чем в 2004 году. Региональный менеджер Apple IMC в Украине Андрей Натахин объясняет резкое увеличение спроса двумя причинами: снижением цен на мобильные компьютеры и тем, что новые модели портативных ПК по возможностям уже не уступают стационарным. Коллеги Натахина связывают рост продаж также с лояльностью банков к покупателям ноутбуков. По оценкам операторов, 25-35% лэптопов сейчас продается в кредит.
Борьба за место на столе
В этом году рост продаж ноутбуков, скорее всего, будет не таким впечатляющим, как в 2005-м (140-145%). По оценкам экспертов, он не превысит 130%. «В 2006 году будет продано 250 тыс. ноутбуков на сумму $225 млн, то есть рост сегмента составит 127%», — прогнозирует Владимир Колодюк, президент AVentures Group. «В структуре продаж компьютеров ноутбуки в этом году займут 17% (по итогам прошлого года этот показатель составлял около 10%)», — предполагает руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group Сергей Дорофеев.
В ислледовательской компании IDC более оптимистичны в оценках сегмента мобильных ПК. В 2006 году украинцы купят почти 1,5 млн компьютеров, из которых 20%, или 300 тыс. придется на ноутбуки, подсчитали в компании. По мнению аналитиков IDC, за шесть месяцев 2006 года доля портативных систем на рынке компьютеров уже достигла 22,7% против 16,7% в первом квартале, а объемы продаж настольных ПК сократились с 82,2% до 75,8%.
Иначе оценивают долю мобильных систем представители крупной розницы. «Структура наших продаж выглядит следующим образом: первое место занимают компьютеры собственного производства в комплекте с монитором — 35%, второе — компьютерные комплектующие —16-19%, третье — ноутбуки — 15%», — рассказывает Анатолий Балюк, председатель правления компании DiaWest (сеть магазинов «DiaWest-Комп’ютерний світ»).
Впрочем, все без исключения участники рынка прогнозируют дальнейший рост продаж ноутбуков, и перманентное снижение рыночной доли настольных систем.
«Вытеснение ноутбуками стационарных ПК — одна из основных тенденций рынка, — говорит Анатолий Балюк. — Особенно популярны ноутбуки среди крупных банков и страховых компаний. Обновляя компьютерный парк, они, как правило, закупают портативные ПК». «Однако, учитывая низкий уровень проникновения IT в обществе (около восьми ПК на сто жителей Украины), как минимум в ближайшие три года основные продажи будут приходиться на настольные компьютеры (при лучших характеристиках они дешевле ноутбуков. — Прим. Контрактов)», — добавляет Балюк. С ним согласен Владимир Поздняков, региональный менеджер IDC в Украине: «В этом году доля десктопов немного уменьшится за счет роста продаж ноутбуков. Однако настольные системы сохранят лидерство как минимум до 2010 г.».
В ближайшие пять лет сегмент лэптопов будет расти в среднем на 50-80% ежегодно, прогнозируют эксперты IT-рынка. В 2007 году, по прогнозам Дорофеева, в Украине продадут 550 тыс. ноутбуков. Однако по мере насыщения сегмента темпы роста будут постепенно снижаться.
Конец украинской сборки
Украинский рынок настольных ПК фактически принадлежит локальным сборщикам — они контролируют 97% рынка. Однако в сегменте ноутбуков международные вендоры практически полностью вытеснили местных производителей. В AVentures Group утверждают, что по итогам шести месяцев 2006 года 21,2% продаж приходился на модели Acer, на Asus — 20,6%, Toshiba — 14,3%, Samsung — 8%, Fujitsu Siemens — 7,7%. По итогам первого полугодия ведущая пятерка производителей контролировала более 70% сегмента. В дальнейшем доля иностранных производителей будет только увеличиваться.
«Благодаря агрессивной ценовой политике и ставке на нижний ценовой сегмент Acer и Asus удалось выйти на лидирующие позиции, потеснив лидера прошлого года — компанию Samsung. В пятерку лидеров по результатам продаж в первом полугодии 2006 года не попала компания HP. Ее доля составила 7,6%», — рассказывает о брендовых предпочтениях украинцев Сергей Дорофеев. «Лучше всего у нас продаются модели ноутбуков от Asus, Acer, Fujitsu Siemens по цене $900-1000», — добавляет Балюк.
Отечественные сборщики ноутбуков явно проигрывают иностранцам, имеющим большие рекламные бюджеты и лучшие ценовые предложения. В 2004 году в пятерку лидеров входила только одна украинская компания — «Версия». Некоторые локальные производители и вовсе ушли с рынка ноутбуков, сосредоточившись на сборке настольных ПК. Причем в их число попали такие крупные компании, как DiaWest и K-Trade. «В 2002-2004 годах мы производили около сотни бюджетных ноутбуков в месяц, но затем отказались от их производства. Тогда это был очень небольшой рынок с жесткой конкуренцией, — говорит руководитель отдела маркетинга
K-Trade Михаил Хохуля. — Сейчас рынок вырос, однако жесткая конкуренция осталась. «А-бренды имеют очень сильные позиции и больше возможностей, чем локальные производители ноутбуков». «Производить портативные компьютеры для нас оказалось экономически невыгодно. Сейчас мы занимаемся дистрибуцией и живем за счет розничной наценки в 10-15%», — вторит ему Анатолий Балюк из DiaWest.
За последние пять лет переносные компьютеры значительно подешевели. Для многих ноутбуки превратились из мечты в рядовую покупку, после того, как цены на них упали ниже психологической планки в $1000. При этом цены продолжают снижаться, поскольку производители выбросили на рынок большое количество недорогих моделей. В нижнем ценовом диапазоне много предложений даже от производителей A-класса. Сначала Аsus и Samsung, а затем и все остальные крупные производители начали выпускать недорогие лэптопы. По итогам первого полугодия их средняя цена упала на 10%, составив всего $884, отмечается в исследовании AVentures Group. «В общем объеме продаж существенно увеличилась доля недорогих ноутбуков, — объясняет Сергей Дорофеев. — Доля ноутбуков нижнего ценового диапазона (до $800) выросла на 28,8% — до 62,9%». Продажи портативных компьютеров в диапазоне $800-1200 снизились на 10,5% — до 20,2%. На устройства стоимостью от $1200, по подсчетам Дорофеева, в первом полугодии приходилось не больше 16,8% (в 2005 году — 35,2%).
«Год назад резко снизилась стоимость дешевых ноутбуков. Сейчас их можно купить за $700, а хороший компьютер с монитором стоит те же $700. Поэтому все больше украинцев и корпоративных клиентов, выбирая компьютеры, будут отдавать предпочтение ноутбукам», — объясняет последствия падения цен Анатолий Балюк.
За счет появления новых усовершенствованных моделей, добавляет Балюк, ноутбуки ежегодно дешевеют в среднем на 10-15%, и эта тенденция сохранится в ближайшие пять лет.
А как у них
В 2005 году, по данным IDC, в мире продано 65,3 млн ноутбуков. Рост рынка при этом составил 33,5%. В большинстве развитых стран продажи ноутбуков растут динамичнее, чем обычных ПК. Весной в США впервые реализовано равное количество ноутбуков и настольных компьютеров. В Европе доля портативных компьютеров сейчас в среднем составляет около 40% от общего числа покупаемых ПК. Чаще покупают мобильные ПК на Западе, реже — на Востоке.
В среднем в странах Западной Европы продажи ноутбуков составляют примерно 45% общего числа персональных компьютеров. В Германии и Италии, например, ноутбуки продаются чаще, чем стационарные системы. В Чехии лэптопы составляют только 30,7% от общего числа проданных компьютеров, в Венгрии — 26,1%, в Словакии — чуть более 22%.
ТОП-5 самых продаваемых ноутбуков
Asus A6B00Rp 15.4”, 2,8 kg 512Mb, 60Gb, DVDRW, IrDa, XPH 4799 грн
Acer Aspire 3634WLMi 15.4”, 2,95 kg 512Mb, 60 Gb, DVDRW, WiFi, XP 3815 грн
Samsung R40 15,4”, 2,7 kg 512Mb, 60Gb, Combo, XPH 3599 грн
Dell Inspirion 1300 15.4”, 2,9 kg 512Mb, 80Gb, DVDRW, WiFi, DOS 3719 грн
Acer Aspire 1652WLMi 15,4”, 2,95 kg 512Mb, 80 Gb, DVDRW, XPH, WiFi 4599 грн
(с) Надежда ГОНЧАРУК, «Галицькі контракти»









