Объем, динамика и структура российского рынка VAS.
По итогам 1 полугодия 2006 года объем российского рынка VAS составил $882,3 миллиона. Доля VAS в общих доходах от услуг связи российских сотовых операторов выросла до 14,2%. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в 1 полугодии 2006 года дополнительные услуги принесли операторам на 36% больше доходов.
Как и прежде, основным генератором доходов от дополнительных услуг является SMS p-t-p.
Контент-услуги в России.
В 1 полугодии 2006 года контент-услуги продемонстрировали 58%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Объем рынка составил $210 миллионов.
Основные тенденции на рынке контент-услуг России:
- «Утяжеление» контента
- Ярко выраженная сезонность
- Замедление темпов роста
- Экспансия на смежные рынки
- Пересмотр стратегий операторами [в итоге – ужесточение контроля за развитием рынка]:
- «портальная» стратегия
- агрегационная модель
- Внедрение Premium WAP-тарификации
По прогнозам ComNews Research, по итогам 2006 года рынок мобильного контента в России вырастет до $470 млн., а к 2010 году превысит $1 млрд.
Мобильный Интернет в России.
Наибольшие темпы роста в 1 полугодии 2006 года продемонстрировали услуги передачи данных и мобильного интернета – по сравнению с аналогичным периодом 2005 года в 1 полугодии 2006 года этот сегмент вырос на 73% и достиг $176 миллионов. Сегмент мобильного интернета в целом растет быстрее, чем рынок традиционного доступа в интернет. Этому способствовал резкий рост количества GPRS-пользователей, которых в настоящий момент в стране насчитывается уже более 16 миллионов [из которых 8,5 миллионов – активные пользователи].
По прогнозам ComNews Research, по итогам 2006 года рынок мобильного интернета в России вырастет до $380 млн., а его доля в общих доходах от VAS – до 25%.
WAP в России.
87% GPRS-пользователей являются пользователями WAP-GPRS. Таким образом, проникновение WAP среди реальных абонентов сотовой связи в России составляет 7%. Количество WAP-сайтов в зоне .ру уже составляет порядка 50 тысяч [рост в 100 раз за 1,5 года]. Такой стремительный рост стал возможен благодаря значительным усилиям операторов и контент-провайдеров, которые особенно активизировались в первом полугодии 2006 года.
Росту рынка WAP способствуют следующие факторы:
- автонастройки
- обучение абонентов и бесплатные тестовые периоды
- реклама WAP-порталов операторов и контент-провайдеров
- внедрение Premium WAP-тарификации
Самыми популярными WAP-сайтами/разделами WAP-сайтов в России являются эротика, развлекательный контент и общение.
Бизнес-модели в российском WAP.
В российском WAP-пространстве доминирует торговая модель – WAP-портал выступает инструментом торговли (витриной). По мере роста количества российских WAP-пользователей, начинает использоваться и рекламная модель, наиболее распространенная в Интернете.
По мере развития российское WAP-пространство становится все более организованным и прозрачным, в нем появляются необходимые инструменты для реализации рекламной бизнес-модели:
- поисковые системы в WAP (WAP Look)
- баннерообменные сети (Wapbanners.ru)
- WAP-счетчики
На текущий момент разрыв между уровнем развития бизнес-моделей в интернете и WAP-среде остается весьма существенным. В первую очередь, этот разрыв определяется малой аудиторией WAP-пространства, моделью потребительского поведения в этой медийной среде, взаимоотношениями между поставщиками контента и операторами, а также опережающим ростом интернет-технологий. Однако по мере развития указанные различия будут стираться, и сближение между бизнес-моделями WAP и интернета окажется неизбежным.
(c) Оксана Панкратова, ComNews Research