Обзор: “Укртелеком” крупным планом

0
248 views

“Криворожсталь” в прямом эфире продали за $4,7 млрд. Блокбастер по приватизации телекоммуникационного монополиста будет не менее увлекательным и дорогостоящим. На этой неделе Кабмин должен утвердить финансовый план “Укртелекома”. Документ не только очертит основные направления хозяйственной деятельности компании в текущем году, но и даст ответ на принципиальный вопрос: когда и по какой схеме будет проводиться приватизация телекоммуникационного монополиста. В правительстве обсуждение финансового плана компании и схемы ее возможной продажи рассматривают в комплексе: как стало известно “Инвестгазете”, участие в дискуссии принимают не только руководство компании и отраслевые специалисты, но и представители зарубежных инвестиционных фондов.

На данный момент “Укртелеком” обладает двумя ценными активами, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность компании. Во-первых, это монопольный статус оператора на рынке фиксированной связи, хотя и с ограниченными возможностями: тарифы на услуги в этом сегменте жестко контролирует Нацкомиссия по регулированию рынка связи. “Без права свободно изменять тарифы на свои услуги вне зависимости от формы собственности “Укртелеком” не сможет эффективно противостоять конкуренции как со стороны альтернативных операторов фиксированной связи, так и со стороны мобильных операторов”, – считает Александр Сандул, заместитель директора отдела исследований Foyil Securities. С таким мнением согласны и другие аналитики.

Второе существенное конкурентное преимущество “Укртелекома”, пока не доступное другим игрокам рынка связи, – лицензия на мобильную связь третьего поколения. Остальные операторы связи ждут, когда будет объявлен конкурс, и они также смогут начать осваивать 3G-связь. По мнению некоторых участников рынка, именно операторы мобильной связи и лоббируют затягивание принятия плана приватизации “Укртелекома”, поскольку они хотят первыми начать работать по новой технологии. Если же “пальму первенства” в предоставлении услуг 3G-связи захватит национальный оператор, то с учетом абонентской базы “Укртелекома” и развитой филиальной сети компания сможет серьезно потеснить нынешних лидеров рынка мобильной связи. Схожая схема использовалась при приватизации зарубежных национальных операторов, в частности, France telecom. В течение трех лет после продажи компании государство не выдавало те лицензии, которые были у France telecom, другим операторам рынка. Тем самым инвесторам была предоставлена возможность развивать купленный актив с более широким портфелем услуг, чем у других компаний.

Естественно, в случае экспансии на рынок мобильной связи “Укртелекому” придется изменить свою стратегию.

В первую очередь, значительно увеличить статьи расходов, связанные с рекламой и продвижением новой услуги среди абонентов. Именно маркетинг, а не технические и даже финансовые составляющие, являются ключевым фактором конкурентной борьбы на рынке. Миллионные рекламные бюджеты мобильных операторов – убедительное тому подтверждение.

Согласиться ли власть финансировать эти направления за счет прибыли “Укртелекома” – ключевой вопрос в утверждении финансового плана компании. И одновременно – индикатор намерений власти к будущему компании в наиболее принципиальном вопросе: продавать или развивать. “Чем меньше будет сумма расходов компании, тем быстрее компания будет продана”, – говорит директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко. “Зависимость в данном случае пропорциональная”, – отмечает эксперт.

В противном случае стоимость “Укртелекома” будет уменьшаться. Доходность компании теряется при появлении на рынке конкурирующих операторов по предоставлению услуг международной и междугородней связи. Как отметил Александр Сандул, “Укртелеком” планирует снизить свою чистую прибыль на 100 млн. грн. – до 419 млн. грн. в 2006 году. Учитывая, что за I квартал компания заработала лишь 29 млн. грн. чистой прибыли, достижение годового плана, с точки зрения аналитика, для “Укртелекома” будет проблематично. “Затягивание приватизации и задержка с ребалансированием тарифов – основные причины снижающейся прибыльности компании”, – считает Александр Сандул. С такими социально-ориентированными ценами на услуги связи инвесторы будут стараться понизить цену компании при покупке. Планировалось что новые тарифы на международную, междугородную и местную связь вступят в действие с 1 июня, но Минюст отложил регистрацию соответствующих изменений в нормативной базе.

Вариант для портфельных инвесторов…

Малооптимистические прогнозы финансовых показателей компании не являются “долговременным диагнозом” – средства для развития компании может дать продажа неконтрольного пакета акций (до 25%). Вероятно, что именно такой вариант будет предлагать Кабинету Министров наблюдательный совет “Укртелекома”: реализация пакета в размере не менее 15% уставного фонда на международных и, возможно, на внутренних биржах. Как считает заместитель председателя Фонда госимущества и член НС “Укртелекома” Светлана Ледомская, такой способ продажи является наиболее оперативным и может быть осуществлен в течение полугода после снятия запрета на приватизацию.

Второй вариант, который может быть также реализован, – это продажа 25% акций компании. Подобный вариант предлагает исполняющий обязанности министра транспорта и связи Виктор Бондарь. Такая схема продажи предоставлена на рассмотрение Кабинету Министров. По словам Бондаря, сейчас есть много инвесторов, которые готовы за 25% “Укртелекома” заплатить 1 млрд. евро, которые можно направить на развитие “Укртелекома” – развитие сети и мобильной связи.

Затем, по мнению Бондаря, можно будет выставить на продажу эти 25% акций одновременно с оставшимися с государственным пакетом, и тогда инвесторы, вложившие деньги в “Укртелеком”, будут заинтересованы в продаже полного пакета акций не менее чем за 4 млрд. евро, иначе они останутся в проигрыше. Он отметил, что для реализации предложенной им модели необходимо подготовить соответствующий законопроект и провести его через Верховную Раду. Такая модель предусматривает приватизацию “Укртелекома” в течение 3-4 лет.

Главный недостаток такой схемы – нестабильная политическая ситуация в стране. Ведь данная схема является многоэтапной и рассчитана на долгий период, в течение которого власть может изменить свою позицию в отношении телекоммуникационного монополиста. Этот фактор скажется на стоимости пакета акций компании (в сторону уменьшения) и определит стратегию дальнейших шагов инвестора. Без партнерства с влиятельными украинским бизнес-группами, обладающеми мощными лоббистскими возможностями, риски в реализации схемы поэтапного выкупа компании (25% акций и контрольный пакет в последствии) существенно возрастают.

… и для стратегических

Туманные перспективы схемы продажи, выгодной для стратегических инвесторов, – продажи контрольного пакета акций компании или комбинированной схемы: продажи контрольного пакета на конкурсе и продажа оставшихся акций через биржи.

Наиболее дискуссионный вопрос – квалификационные требования к потенциальным инвесторам. Действующий вариант, прописанный в законе об особенностях приватизации “Укртелекома”, устанавливает весьма жесткие рамки: активы не менее 10 млрд. евро, высокие международные кредитные рейтинги (от ВВ и выше по S&P и Fitch, от Ва2 и выше по Moody’s), опыт работы в отрасли связи не менее 5 лет, собственная сеть проводных коммуникаций опыт приватизации телекоммуникационных компаний-монополистов и др. Соответствовать таким требованиям на 100% могут только крупные иностранные компании – Deutsche telecom, France telecom, Vodafon (Великобритания) и ряд других. Российским (“Связьинвест”) и отечественным (“СКМ”) операторам пройти через такой “квалификационный фильтр” будет весьма проблематично. Уже по этой причине разблокирование нынешним составом парламента действия закона об особенностях приватизации “Укртелекома” весьма проблематично без внесения в него кардинальных изменений.

Приватизация “Укртелекома”: основные этапы

Декабрь 1998 – правительство впервые заявило о намерении продать пакет акций “Укртелекома”

Июль 2000 – принят Закон “Об особенностях приватизации “Укртелекома”

Март 2002 – первый этап разгосударствления компании. Было продано 7,14% акций

Июль 2004 – приватизация “Укртелекома” не состоялась. В ночь перед тем, как должен был быть объявлен тендер, из типографии отозвали “Урядовый курьер” с условиями конкурса

Июль 2005 – парламент принял Закон “О приостановке действия Закона Украины “Об особенностях приватизации открытого акционерного общества “Укртелеком”

Январь 2006 – Юрий Ехануров поручил Фонду госимущества создать рабочую группу для подготовки компании к приватизации

Март 2006 – Кабинет Министров отменил распоряжения о приватизации “Укртелекома”, выданные в 2000-2004 гг.

(c) Светлана ПАНЮШКИНА, “ИнвестГазета”, N 22, 6-13 июня 2006