Кто обиделся на НКРС?

0
203 views

Если не получается найти лоббистов в действующем составе комиссии – его нужно сменить.

Итак, Национальная комиссия регулирования связи, так сказать единственное украинское IT-министерство попало под удар меча “слепой” Фемиды. Печерский суд таки удовлетворил жалобу двух бывших членов Комиссии – Анатолия Довгого и Николая Орленко, которые в июне попросили признать незаконным президентский Указ от 19 апреля о назначении новых членов и председателя НКРС.

Напомним: Довгий и Орленко стали членами НКРС в декабре 2004-го, когда Комиссия родилась благодаря одному из последних Указов Леонида Кучмы. Позже Указ, естественно, отменили. Кстати, тоже по решению суда. По иску тогда еще простого нардепа Юрия Луценко. В новый состав Комиссии (ющенковского набора) эти два известных украинских связиста уже не попали. Проще всего было бы предположить, что речь идет об элементарных амбициях. Однако, анализируя бюрократический опыт обеих чиновников, в это верится с трудом. Тут стоит вспомнить, что оба они когда-то занимали посты заместителей председателя Госкомсвязи Олега Шевчука.

Можно постараться усмотреть интерес в переназначении членов комиссии именно Олега Борисовича. Ведь за несколько недель до Указа Ющенко в прессе регулярно появлялись прогнозы относительно состава НКРС, в котором в качестве председателя комиссии фигурировал Олег Шевчук. И вдруг нардепу Станиславу Довгому (однофамильцу вышеупомянутого Анатолия Довгого) удалось буквально в последний момент перед подписанием Указа пролоббировать в НКРС двух своих давних деловых партнеров: Сергея Апасова и Олега Гайдука, который в результате и стал председателем.

Кстати конфликт между Станиславом Довгим и Шевчуком не первый: в 2001 году именно С.Довгий сумел убедить руководство страны в том, что Шевчук не справляется со своими обязанностями председателя Госкомсвязи, и занял его место. Стоит отметить, что о перипетиях судебного рассмотрения журналистам чаще всего становилось известно от окружения Шевчука. То есть, не является ли суд – попыткой вернуться в органы высшей госвласти? Однако, и тут не все так просто.

Сам Олег Борисович отрицает свое отношение к данному иску. Сегодня он больше говорит о будущих выборах, чем о карьере в связи. Да и вышеописанная схема взаимосвязей слишком очевидна, чтобы быть принятой за чистую монету.

Кому еще может не нравиться действующий состав НКРС? Кстати, из общего списка можно сразу вычеркнуть Станислава Довгого. Уж его-то в положении вещей должно все устраивать. Можно также не “гнать”, как нынче модно, на Порошенко: его люди в комиссии тоже присутствуют. В лице членов комиссии – Виктора Мазура и Петра Семерия.

Интересы российского бизнеса представлены одним Александром Скляровым… Стоп! Скляров, выходец из UMC, не так давно представлял интересы российской АФК “Система”. Но в современном составе НКРС нет ни одного человека, который бы представлял интересы их конкурентов (скандально известной благодаря конфликтам вокруг “Киевстара” и “Украинских радиосистем”) – “Альфа групп”! Тогда как в прошлом составе НКРС, назначенном Леонидом Кучмой, таких людей было пять из восьми!

Теперь уже стоит вспомнить о декабрьском скандале. Тогда злые языки утверждали, что проект Указа был вручен Кучме на подпись братом его жены – российским бизнесменом Юрием Тумановым, чьи структуры владели тогда блокирующим пакетом “Киевстара”. Уж очень много связанных с ним людей пришло тогда в НКРС.

Времена изменились. Структуры Туманова продали свои доли в “Киевстаре” “Альфе”. Однако, по мнению ряда экспертов, Туманова и “Альфу” продолжают связывать партнерские отношения. Кроме того, к сфере влияния Туманова и “Альфы” причисляются и другие компании – те же “Украинские Новейшие Технологии”, в 2000 году за 100 тыс. долл. без всякого конкурса получившие в монопольное ведение трехсотмегагерцную полосу в диапазоне 3,4-3,7 ГГц, а также не менее дефицитные частоты в диапазоне 5 ГГц.

Тогда эти частоты были никому не нужны, а сегодня оказались востребованы благодаря появившимся новым технологиям передачи данных типа Wi-MAX. А диапазон уже занят! Естественно, у конкурентов “УНТ” будут чесаться руки проверить законность выдачи тех лицензий на частоты! А своего лобби в НКРС у структур Туманова нет. Не повод ли это пересмотреть состав комиссии?

Или взять компанию “Телесистемы Украины”. Она до сих пор владеет уникальной лицензией на оказание услуг мобильной связи в стандарте CDMA и частотными полосами в не менее дефицитном диапазоне 800 МГц. Однако не использует ни то ни другое. Естественно, по закону, такая лицензия должна была бы быть пересмотрена НКРС. Если ее отберут, ведущийся сейчас переговорный процесс о продаже компании, или государственной доли в ней может свернуть в другое русло, с гораздо меньшими цифрами. Напомним, “Укртелекому” принадлежит 10% “Телесистем Украины”, а значит, ему нет нужды воевать за мобильную лицензию. У него она уже есть, даже несмотря на продажу доли в UMC.

Или взять недавно появившееся на сайте НКРС сообщение о том, что создана рабочая группа по вопросам IP-телефонии. Это значит, что данный вид деятельности, наконец, будет урегулирован. Будет, наконец, решен вопрос о том, лицензировать ее или нет, определены стандарты качества этой услуги, а также – и это самое главное – урегулирован порядок маршрутизации трафика! Потому что сегодня телефонному оператору достаточно задекларировать тот факт, что в числе прочего он предоставляет услуги IP-телефонии, и даже немножко их предоставлять… А тем временем гнать по IP-каналам большую часть своего международного трафика! То есть, заниматься рефайлом! Кто из читателей бывал в роуминге, тот наверняка сталкивался с тем, что иногда при входящих звонках из Украины номер подменяется местным (например, петербуржским), или с характерным “бочкообразным” и “тормозным” звучанием голоса собеседника… Сегодня рефайл расцвел пышным цветом, вышел на новый технологический уровень, и приносит компаниям значительные доходы. Кому же хочется урегулирования и этого вопроса? Легче ловить рыбу в мутной воде.

Или тарифы. Снизила НКРС рекомендованные тарифы на “международку”, заставила снизить их всех операторов. Теперь упадут их доходы. Разрушатся многочисленные неформальные тарифные сговоры. Упадет рентабельность, а значит ухудшатся условия кредитования. В общем, сплошные проблемы от этой НКРС.

Впрочем, дело тут не только в “УНТ”, “Телесистемах” или IP-рефа… тьфу, телефонистах. Мы далеки от обвинений конкретных компаний в лоббизме судебного решения об отмене указа о назначении НКРС. Тем более, таких разрешений и лицензий – без конкурсов, без обоснований, по бросовым ценам – предыдущими чиновниками Госкомсвязи были выданы десятки .

Компании, которые когда-то сумели пролоббировать их, теперь пытаются найти выходы на чиновников, чтобы сохранить свои приобретения… В общем, в результате долгих лет “ручного управления” на рынке связи очень много кому есть что терять. А значит – есть благодатная почва для лоббизма. И если не получается найти лоббистов в действующем составе комиссии – его нужно сменить.

(c) Игорь Мошин