В российском IT-секторе подрастают кандидаты на IPO

0
188 views

Первые листинги российских IT-разработчиков могут пройти до 2007-2008 годов на фоне роста экспорта программного обеспечения и аутсорсинга из России, объем которого в 2005 году достигнет $1 миллиард, говорят участники рынка и эксперты.

Надежды на бурный рост экспорта программисты связывают с господдержкой сектора IT, в котором занято около 450 компаний.

“В 2004 году экспорт был $750 миллионов, в этом году ожидаем примерно 30-процентный рост, надеясь достичь $1 миллиарда. До этого рост был 50-40 процентов в год”, – сказал Рейтер Валентин Макаров, президент объединения экспортеров Руссофт.

Президент компании-разработчика AMUST Software Ратмир Тимашев также ждет ежегодного 30-процентного роста.

Хотя внутрироссийский рынок “софта” в оценивается в $1,5-2,0 миллиарда, и он растет на 15-20 процентов в год, все же компании ориентированы на экспорт. Особенность российского IT-сектора в том, что центры разработки находятся в России, а продажи и маркетинг – в основном, за пределами страны.

АУТСОРСИНГ И “КОРОБОЧНИКИ”

Львиная доля экспорта приходится на офшорное программирование (аутсорсинг). Экспорт готовых программ (как говорят сами программисты – “в коробках”) в 2004 году оценивается примерно в $150 миллионов.

“Аутсорсинговые компании экспортируют… порядка $500 миллионов. Объем зарубежных продаж готового ПО можно оценить в $115-160 миллионов в год”, – сказал Рейтер Дмитрий Курашев, гендиректор компании Фаматек.Ру и глава ассоциации разработчиков ISDEF. Он уверен, что продуктовые компании имеют более существенный, по сравнению с аутсорсерами, потенциал роста.

“Аутсорсинговые компании зачастую не в состоянии конкурировать с более дешевыми индийскими разработчиками. Средний уровень роста продуктовых компаний – порядка 30-40 процентов в год, хотя в отдельных случаях это и все 100-150 процентов”.

“Обороты крупных компаний сейчас – в среднем $20-40 миллионов. Они будут представлять интерес для IPO если смогут утроить обороты”, – считает Макаров. Однако большая часть фирм имеет оборот до $1 миллиона, многие продуктовые компании ведут продажи прямо в Интернете.

Аутсорсеры экспортируют услуги по разработке программ для телекомов, банков, промышленности, энергетиков, ритейлеров, “коробочники” – в основном программы распознавания речи и изображения, информационной безопасности, игры.

Генеральный директор головного офиса ABBYY Сергей Андреев говорит, что у российских компаний больше всего успехов в нише сложных технологических разработок.

“Сложные продукты… разрабатывать в России дешевле и под такие проекты можно собрать неплохие команды”.

“Поскольку в России была и есть очень сильная фундаментальная наука, то компании способны решать очень математикоемкие задачи. Люди сидели в подвалах, наукой занимались, мечтали когда-нибудь продать свой продукт, и вот стали продавать. Продуктовый сектор за несколько лет перегонит аутсорсинг”, – вторит ему Тимашев.

IPO

Решив проблему нехватки кадров и выстроив продажи и маркетинг, отдельные продуктовые компании будут расти на сотни процентов. Это – кандидаты на IPO, говорит Тимашев.

Тимашев называет, в частности, фирму Acronis и не отрицает возможность листинга своей AMUST Software. Полтора года назад он продал свою первую компанию Аэлита американской Quest за $115 миллионов, что стало самой крупной подобной сделкой в российской IT-индустрии.

“Мы надеемся, что через три-четыре года оборот достигнет $50-70 миллионов. Теперь мы будем, скорее, выводить на биржу, чем продавать”.

По его оценкам, для IPO IT-компании нужен оборот $50-60 миллионов, чтобы привлечь аналогичную сумму путем размещения 20-30 процентов акций.

“IPO через 2-3 года – это реально, через такой срок могут начаться продажи компаний”, – говорит он.

В Acronis не видят необходимости в IPO в ближайшее время, но не исключают этого в отдаленной перспективе.

Сергей Андреев из ABBYY говорит, что его компания также рассматривает IPO, и убежден, что успешных IT-листингов рынку осталось ждать несколько лет. Макаров из Руссофта сказал, что в течение 1-2 лет провести IPO вполне могут компания IBS или принадлежащая ей LUXOFT. Президент группы компаний IBS, Анатолий Карачинский подтвердил вероятность IPO через два-три года.

“Четыре-пять компаний превращаются в международных игроков, год-два – и они станут глобальными конкурентами”, – сказал Макаров.

ПРЕПОНЫ И ПРОГНОЗЫ

Макаров говорит, что рост IT-сектора может ускориться при благоприятном налоговом регулировании и господдержке высшей школы.

“У нас лучшие мозги, но мы неконкурентоспособны изначально из-за налогов. Если не будут снижены барьеры на пути экспорта капитала, если себестоимость будет высока,.. скорее всего, уровень роста не будет больше 20 процентов, потом – 10 процентов. Тогда в течение пяти лет мы затормозимся на уровне $2 миллиардов и выше не пойдем”.

Господдержка позволит выйти на оборот в $5 миллиардов и выше, ожидает Макаров. Тимашев и Андреев считают основной задачей развитие образования. Генеральный директор LUXOFT Дмитрий Лощинин к препонам относит проблемы имиджа России и слабый маркетинг. Но, по его мнению, экспорт будет расти на 30 процентов ежегодно.