Первый в Европе полномасштабный оператор мобильной связи третьего поколения борется за выживание

Все в отрасли с напряжением следят за судьбой нового оператора “3” (владелец – Hutchison Whampoa, Гонконг), который занимается организацией сетей сотовой связи третьего поколения (3G) в ряде стран мира. Технология 3G быстрее существующей 2G и предлагает такие новые “классные” услуги, как отправка и получение живых видеоизображений. В марте “3” предложил свои услуги потребителям в Великобритании и Италии, а позднее развернул сети в Австралии, Австрии и Швеции, за которыми в скором времени должны последовать Гонконг и Дания.

Особенно внимательно наблюдатели следят за работой “3” в Великобритании и Италии, где клиенты уже воспользовались практически полным набором услуг. Другие операторы в Европе, заплатившие в сумме за свои лицензии на эксплуатацию технологии 3G 100 млрд евро, надеются использовать опыт “3” при реализации собственных проектов 3G. Ведь “3” стал пионером в использовании технологии 3G (известной под названием WCDMA или UMTS), на которую сделали ставку европейские операторы и некоторые их коллеги в Азии и Америке.

Пока не скажешь, что дела идут блестяще. Несмотря на грандиозную рекламную кампанию, новая технология, похоже, не впечатлила потребителей. За полгода с момента выхода на рынок “3” подписал договоры с 300.000 абонентов в Италии и 155. 000 в Великобритании. И едва ли оператор достигнет к концу года своей цели – получить по 1 млн пользователей в каждой из этих стран. Абоненты жалуются на нестабильное качество связи, громоздкие аппараты и быстро садящиеся аккумуляторы. Некоторые по-прежнему носят с собой трубки второго поколения в качестве запасных.

Особенно непросто компании в Великобритании, где “3” уже пришлось снизить цены, чтобы оживить бизнес. Новый тариф, введенный в июне, предлагает абонентам 500 минут за 25 фунтов (40 USD) в месяц. Это гораздо дешевле, чем услуги операторов 2G, которые обычно предлагают 400 минут за 45 фунтов. На этой неделе “3” понизил тарифы и в Швеции. Тревожит вот что: светлое будущее 3G пророчили исходя из возможности этой технологии обеспечить новые прибыльные информационные услуги (такие, как передача видео и скоростной доступ в Интернет), что компенсировало бы снижение доходов от голосовой связи, ставшее следствием жестокой конкуренции. Но если окажется, что единственный способ заинтересовать клиентов – предложить им дешевую голосовую связь (а вовсе не дорогие информационные услуги), будет ли это означать, что первоначальный план обречен на провал?

Совсем не обязательно. Дело в том, что, в отличие от большинства европейских компаний, “3” – начинающий, “зеленый” оператор. У него нет собственной развернутой сети 2G. Поэтому “3” не выглядит надежным “магическим кристаллом” для предсказания будущего связи третьего поколения. Этот оператор вынужден был выпустить свою услугу на рынок, провести ее маркетинг и оценить способом, отличным от того, который используют утвердившиеся на рынке операторы.

Во-первых, “3” решил выпустить технологию 3G на рынок еще сырой – пытаясь выиграть темп у своих конкурентов, большинство которых начнет использовать 3G в 2004 году. Отсюда и технические глюки, связанные с тем, что аппараты и базовые станции, произведенные различными фирмами, совместно работают пока не всегда хорошо. В ходе маркетинга также был сделан акцент на передовой характер технологии, так как именно это – основа преимущества в конкуренции с операторами 2G. “3” пошел на снижение цены только после того, как стало ясно, что видеотелефония, его основной отличительный признак, не получила популярности. “Видео – это все, что они рекламировали, но теперь это – дешевая голосовая связь”, – говорит аналитик отрасли из Deutsche Bank Брайен Модоф.

Говорить – дешевле

Остается выяснить, жизнеспособна ли такая стратегия. Технические усовершенствования позволяют сделать голосовую связь в новых сетях 3G более дешевой, чем в существующих конкурирующих сетях 2G, поэтому в решении “3” “подсечь” своих соперников есть смысл. На перенасыщенных рынках “3” может заполучить новых клиентов, только переманив их у других операторов. Пока опасения, что другие операторы последуют его примеру, не подтвердились. Они скорее готовы отдать часть абонентов “3”, чем снизить цены.

Вместо этого утвердившиеся на рынке операторы вводят технологию 3G другим способом. Этим летом они провели агрессивный маркетинг пакетов информационных услуг, включая обновляемые новости, игры и возможность отправлять фотографии (но не живые видеозаписи). Такие услуги могут поставляться на новые аппараты с цветными дисплеями через нынешние усовершенствованные сети 2G или 2.5G. Пакет информационных услуг Vodafone называется “live!”, T-Mobile – “t-zones”, O2 – “Active” и т. д. Однако емкость сетей 2.5G ограничена. По мере поступления новых абонентов и модернизации старых операторы будут подключать их к новым аппаратам, которые работают как в сетях 2.5G, так и в сетях 3G.

Другими словами, технология 3G будет вводиться скрытно. “Она приобрела такую дурную славу, что они не будут называть ее 3G”, – говорит г-н Модоф. Операторы планируют сделать ставку на свои брэнды, а не на технологию. “Людям все равно, какой технологией они пользуются, когда звонят по телефону или скачивают новую мелодию, – считает операционный директор Vodafone Джулиан Хорн-Смит. – 3G – это лежащая в основе услуги технология, а не сама услуга, так что мы не будем выпускать на рынок 3G саму по себе”.

О перспективах 3G можно узнать гораздо больше, если взглянуть, насколько быстро информационные услуги адаптируются к сетям 2.5G. А эти результаты обнадеживают. Например, пользователями пакета услуг Vodafone live! за девять месяцев стали 2 млн абонентов, в основном в Европе, Австралии и Азии. По мнению Хорн-Смита, есть признаки, что абоненты “live!” тратят в месяц на 7-10% больше клиентов, не пользующихся этой услугой. Очевидно, многие люди действительно хотят использовать свои телефоны не только для того, чтобы делать звонки и отправлять текстовые сообщения. Однако оправдают ли себя огромные расходы на приобретение лицензий на использование технологии 3G, до сих пор остается неясным.

Правда, “незаметно” подключить клиентов к 3G будет сложно, так как нынешние аппараты 3G – гораздо более громоздкие и тяжелые по сравнению с трубками 2G. Операторы очень надеются на небольшие легкие модели, появления которых ждут в 2004 году. Настоящие испытания 3G пройдет, когда операторы Европы начнут предлагать пакеты информационных услуг через сети 3G, а также через сети 2.5G. Они надеются на плавный переход, “без сучка и задоринки”. Действительно, по иронии судьбы, если все пойдет по плану, пользователи не должны заметить, что сотовая связь принципиально изменилось. После всего шума, устроенного вокруг 3G, секретом успеха этой технологии может стать то обстоятельство, что ее ввод в широкую эксплуатацию пройдет совершенно незамеченным.

Лидерами новых разработок в мобильной связи являются Huawei, Qualcomm и Oppo, а POCO отделился от Xiaomi и представил в Украине POCO M3 на Snapdragon 662.

Что делать, если пульт от телевизора не работает.

-->