В России получают развитие виртуальные операторы без собственной сети

На прилавках московских салонов сотовой связи недавно появились SIM-карты новых GSM-операторов – “Матрикс Телеком” и “Центрального телеграфа”.

Такие операторы активно конкурируют за абонентов в Европе, но в России первый такой оператор, “Корбина Телеком”, довольствуется ролью нишевого игрока и избавился от виртуального статуса при первой же возможности.

Mobile Virtual Network Operator (MVNO) , оператор виртуальной сети мобильной связи, – компания, предоставляющая услуги сотовой связи и не имеющая собственного радиочастотного ресурса. MVNO выступают как перепродавцы услуг сотовой связи – они выкупают трафик оптом у действующих операторов и подключают абонентов по собственным тарифам. В Европе MVNO составляют серьезную конкуренцию другим операторам, так как таким компаниям не нужно тратить деньги на развитие и поддержание инфраструктуры.

Недавно в Москве заработали сразу два MVNO в самом массовом сотовом стандарте – GSM: “Матрикс Телеком” и “Центральный телеграф”. Обе компании сотрудничают с Sonic Duo – московским оператором федеральной сотовой сети “МегаФон”. И “Центральный телеграф”, и “Матрикс Телеком” являются альтернативными операторами. На сайте “Матрикс Мобайл”, сотового проекта “Матрикс Телеком”, рекламируется несколько тарифов – безлимитный за $99 (без НДС) и дешевый тариф с низкой стоимостью междугородных и международных звонков.

“Матрикс Телеком” начал работать с мобильной связью в декабре 2003 г. , сказала “Ведомостям” директор департамента мобильной связи “Матрикс Телеком” Ольга Гоффе. “Для нас это пробный проект, пока еще рано говорить о его результатах”, – сообщила “Ведомостям” Гоффе. По ее словам, подключиться к сотовой связи “Матрикс Мобайл” можно в столичных сетях сотовой связи, например в “Связном”.

Руководитель отдела корпоративных продаж Sonic Duo Евгений Пикерсгиль называет такое сотрудничество перспективным. Sonic Duo ведет подобную работу с девятью операторами, два их которых вышли на розничный рынок.

Конкуренты “МегаФона” более сдержанно оценивают перспективы MVNO. Впервые такую форму сотрудничества освоил “ВымпелКом”, MVNO которого в стандарте DAMPS несколько лет назад стала “Корбина Телеком”. Но позднее “Корбина Телеком” выкупила инфраструктуру DAMPS и де-факто стала сама предоставлять услуги сотовой связи. “Такое сотрудничество представляло интерес потому, что мы смогли сконцентрировать усилия на развитии GSM-сети, а “Корбина” работает в стандарте DAMPS”, – говорит специалист по связям с общественностью “ВымпелКома” Артем Минаев.

А “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) вообще не поддерживают сотрудничество с другими компаниями в формате MVNO. “Создание виртуального оператора возможно, только если мы получим предложение от сильного партнера, который сможет осваивать новые, не охваченные нами рыночные ниши”, – говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.

“Положение MVNO на рынке крайне зыбко, и реальный оператор может его убить ценами, когда захочет”, – говорит вице-президент “Корбина Телеком” Александр Малис. По его словам, MVNO – очень удобный способ войти на рынок и оценить его перспективы. Как только понятно, что рынок интересен, нужно становиться обычным оператором, считает он. Именно так поступила “Корбина Телеком”, сеть которой обслуживает сегодня около 50.000 абонентов.

В Европе на условиях MVNO активно работает шведская компания Tele2. По словам председателя правления “Tele2 Россия” Юрия Домбровского, появление MVNO пойдет на пользу и российскому рынку. “Специфика России в том, что у нас выдано много лицензий на мобильную связь и строится множество сетей, – говорит Домбровский. – Многие малые операторы сэкономили бы на строительстве сетей, если бы у них была возможность стать MVNO”. Он добавил, что Tele2 заинтересована в выходе на те регионы России, на которые у нее нет лицензии (например, на Москву). “Мы выходили с предложениями о сотрудничестве к крупным операторам и будем снова выходить”, – признает он.

Продажи MVNO в Москве пока относительно невелики, признает Анна Свердлова, руководитель отдела по связям с общественностью компании “Максус”, владеющей сетью салонов “Связной”. По ее словам, на “Мегател” (сотовый проект “Центрального телеграфа”) приходится 0,1% всех подключений “Связного” – столько же, сколько и на оператора CDMA-450 “Скай Линк”. “Интерес к этим тарифам есть, но с продажами дела обстоят скромно, – говорит Свердлова, – но это только начало: “Мегател” без всякой рекламы подключает столько же, сколько “Скай Линк” с массированной рекламной кампанией”.

“Благодаря продажам “Мегатела” мы можем предложить потенциальным абонентам прямые номера, дефицит которых испытывается в последнее время”, – говорит пресс-секретарь “Евросети” Татьяна Гуляева. По ее словам, дилерское вознаграждение по нему достаточно высокое, однако его доля в общем доходе “Евросети” невысока.

Роман Дорохов

Читайте обзоры:

-->