Китайцам с “Мегафоном” не по пути

0
232 views

Информацию о планах российской сотовой компании “МегаФон” по созданию СП в Китае, которое якобы будет предоставлять услуги мобильной связи в стандарте GSM, прокомментировали в Поднебесной. Китайский телекоммуникационный гигант China Telecom Corp. выступил с официальным заявлением, что предприятие вообще не ведет никаких переговоров с “МегаФоном”.

Под занавес прошлого года появились сообщения, что “МегаФон” будто бы планирует создать СП в Китае, которое якобы получит GSM-лицензию. При этом некие “информированные источники” апеллировали к министерству РФ по связи и информатизации, которое вроде бы ратует за то, чтобы Китай “допустил российских сотовых операторов к работе на китайской территории”. Причем “источник” уверял, что “с китайской стороны соучредителем СП могут стать компании China Mobile или China Unicom”, хотя “сроки появления новой компании пока неясны”.

Ранее минсвязи, комментируя экспансию китайских производителей телекоммуникационного оборудования на российский рынок, действительно заявляло, что, дескать, в ответ Поднебесная могла бы открыть для россиян какой-либо высокорентабельный сегмент рынка связи. Например, сектор мобильных телекоммуникаций. На что китайцы ответствовали в том духе, что, мол, американцы тоже поставляют в Россию свои системы связи, а местные связисты почему-то не предъявляют претензий на рынок США.

В этом месяце “новость” о “китайском СП “МегаФона”” перепечатало сетевое информагентство Global Mobile. И, по-видимому, эта заметка попалась на глаза китайцам. Потому как ответ из Поднебесной не заставил себя ждать.

В интервью Dow Jones Newswires неназванный “официальный представитель” китайского национального оператора China Telecom Corp. заявил, что ни само предприятие, ни его аффилированные структуры не ведут никаких переговоров с “МегаФоном”. China Telecom Corp., China Mobile и China Unicom (как, впрочем, и другие крупнейшие компании связи) являются государственными операторами и контролируются правительством Китая. Однако China Telecom Corp., в отличие от родственных China Mobile и China Unicom, прошла листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. И, наверное, дабы избежать любых нареканий со стороны зарубежных инвесторов, поспешила откреститься от неожиданного российского “партнера”.

Китайцы не первыми отмежевываются от “партнерства” с отечественными связистами. В декабре 2003-го “партнера и консультанта” неожиданно “лишился” петербургский холдинг “Телекоминвест” (который, кстати, является крупнейшим российским акционером “МегаФона”). Тогда Commerzbank, четвертый по величине банк Германии, через британскую Financial Times заявил, что никогда “не был партнером “Телекоминвеста”” и вообще не имеет с петербургским холдингом “никаких отношений”. А между тем в официальных документах “Телекоминвеста” утверждается, что “в 1996 году партнером компании стал Commerzbank, один из крупнейших банков Германии, который вошел в число акционеров компании через свое дочернее предприятие First National Holding S.A.”.

FT со ссылкой на имеющиеся в распоряжении газеты документы, зарегистрированные Европейской комиссией, отметила, что в 2000 году Commerzbank, “воспользовавшись имеющимся у фининститута правом”, провел в Совет директоров “Телекоминвеста” 6 своих представителей. Источник, “близкий к Commerzbank”, пояснил, что до 2002 года банкиры представляли в петербургском холдинге интересы своих клиентов. Иными словами, до 2002 года Commerzbank был номинальным держателем акций First National Holding S.A.

Таким образом, планы “МегаФона” по освоению китайского сотового рынка, скорее всего, являются “выпусканием пиара”.

Примечательно, что в начале 2001 года усилиями тех же пиарщиков “первым поставщиком оборудования для сети “МегаФон” на Северном Кавказе” был объявлен немецкий Siemens. Тогда юридического лица АО “МегаФон” еще не существовало и победные реляции звучали из офиса “Телекоминвеста”, который выступал инициатором создания федеральной GSM-компании. В частности, пресс-служба “Телекоминвеста” сообщала, что Siemens поставит и смонтирует оборудование стоимостью $ 50 млн., причем вся сумма “является товарным кредитом поставщика”.

Спустя несколько месяцев, “Телекоминвест” полностью дезавуировал эту информацию и заявил, что контракт на поставку техники на Северный Кавказ заключен с финской Nokia Corp. Позже выяснилось, что немцы товарный кредит не дали, а за “живые деньги” выгоднее было купить у финнов.

Юрий Брюквин