Ученые обнаружили струю от черной дыры в нашей галактике

черная дыра нашего Млечного Пути имеет утечку
Это составное изображение рентгеновских лучей, молекулярного газа и теплого ионизированного газа вблизи центра Галактики. Оранжевые детали представляют собой светящийся газообразный водород. Одна такая особенность в верхней части струи интерпретируется как облако водорода, в которое попала выходящая струя. Струя разлетается от облака в щупальца, устремляющиеся на север. Дальше, около черной дыры, находятся рентгеновские наблюдения перегретого газа, окрашенного в синий цвет, и молекулярного газа в зеленый цвет. Эти данные свидетельствуют о том, что черная дыра иногда аккрецирует звезды или газовые облака и выбрасывает часть перегретого вещества вдоль оси своего вращения. Авторы: НАСА, ЕКА и Джеральд Сесил (UNC-Chapel Hill); Обработка изображений: Джозеф ДеПаскаль (STScI)

Центральная черная дыра нашего Млечного Пути имеет утечку. Эта сверхмассивная черная дыра выглядит так, как будто в ней до сих пор сохранились следы струи, похожей на паяльную лампу, возрастом несколько тысяч лет.  Космический телескоп Хаббла не сфотографировал фантомные струи, но помог найти косвенные доказательства , что она все еще слабо проталкивается в огромное водородное облако, а затем разбрызгивается, как узкий поток из шланга, направленный в кучу песка.

Спокойствие черной дыры

Это еще одно свидетельство того, что черная дыра с массой 4,1 миллиона Солнц не является спящим монстром, а периодически “икает”, когда в нее падают звезды и газовые облака. Черные дыры втягивают некоторое количество материала в закрученный, вращающийся по орбите аккреционный диск, где часть падающего материала уносится в истекающие струи, которые коллимируются мощными магнитными полями черной дыры. Узкие «лучи прожекторов» сопровождаются потоком смертоносной ионизирующей радиации.

«Центральная черная дыра динамически изменяется и в настоящее время отключена», – сказал Джеральд Сесил из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Сесил собрал воедино, как пазл, многоволновые наблюдения с различных телескопов, которые предполагают, что черная дыра изрыгает мини-джеты каждый раз, когда она проглатывает что-то здоровенное, например, газовое облако. Исследование его многонациональной группы только что было опубликовано в Astrophysical Journal .

Предыдущие наблюдения

В 2013 году доказательства короткой южной струи возле черной дыры были получены из рентгеновских лучей, обнаруженных рентгеновской обсерваторией НАСА Чандра, и радиоволн, обнаруженных телескопом Jansky Very Large Array в Сокорро, штат Нью-Мексико. Эта струя, похоже, тоже врезается в газ рядом с черной дырой.

Предыдущие наблюдения Хаббла и других телескопов показали, что около 2-4 миллионов лет назад у черной дыры Млечного Пути произошла вспышка. Этого было достаточно, чтобы создать пару огромных пузырей, возвышающихся над нашей галактикой, которые светятся в гамма-лучах. Они были впервые обнаружены космическим гамма-телескопом Ферми НАСА в 2010 году и окружены рентгеновскими пузырями, которые были обнаружены в 2003 году спутником ROSAT и полностью нанесены на карту в 2020 году спутником eROSITA .

Спектры ультрафиолетового света Хаббла использовались для измерения скорости расширения и состава надувных лепестков. Спектры Хаббла позже показали, что вспышка была настолько мощной, что осветила газообразную структуру, названную Магеллановым потоком, примерно в 200 000 световых лет от центра Галактики. Газ светится от этого события даже сегодня.

черная дыра нашего Млечного Пути имеет утечку

Равняясь на другие черные дыры

Чтобы лучше понять, что происходит, Сесил посмотрел на телескоп Хаббла и радиоизображения другой галактики с истечением черной дыры. Активная спиральная галактика NGC 1068, расположенная на расстоянии 47 миллионов световых лет от нас, имеет ряд пузырьков, выровненных вдоль истечения очень активной черной дыры в ее центре. Сесил обнаружил, что масштабы радио- и рентгеновских структур, исходящих от NGC 1068 и нашего Млечного Пути, очень похожи. «Изолирующий ударный пузырь наверху оттока NGC 1068 совпадает с масштабом начала пузыря Ферми в Млечном Пути. NGC 1068 может показывать нам, что делал Млечный Путь во время его сильного скачка напряжения несколько миллионов лет назад».

Остаточная струя достаточно близка к черной дыре Млечного Пути, поэтому она станет гораздо более заметной только через несколько десятилетий после того, как черная дыра снова включится. Сесил отмечает, что черной дыре достаточно увеличить свою светимость в сто раз за это время, чтобы заполнить канал струи излучающими частицами. Было бы интересно посмотреть, как далеко уходит струя во время этой вспышки. Чтобы достичь гамма-пузырей Ферми, понадобится, чтобы струя поддерживалась сотни тысяч лет, потому что эти пузыри имеют диаметр 50 000 световых лет.

Черная дыра поглощает звезду в 7800 световых годах от Земли >>>

Ожидаемые изображения тени черной дыры, сделанные с помощью телескопа Event Horizon Национального научного фонда, могут показать, где и как запускается струя.