Ученые открыли горячую планету возле красного карлика Gliese 486

За последние два с половиной десятилетия астрономы обнаружили тысячи экзопланет, состоящих из газа, льда и камня. Лишь немногие из них похожи на Землю. Однако исследовать их атмосферу с помощью имеющихся в настоящее время приборов в лучшем случае сложно. Теперь астрономы консорциума CARMENES опубликовали новое исследование под руководством Трифона Трифонова из Института астрономии Макса Планка, в котором сообщается об открытии горячей скалистой суперземли, вращающейся вокруг близлежащего красного карлика Gliese 486. Несмотря на небольшое расстояние от родительской звезды, планета, обозначенная как Gliese 486b, возможно, сохранила часть своей первоначальной атмосферы. Таким образом, Gliese 486b идеально подходит для изучения ее атмосферы и внутреннего пространства с помощью космических и наземных телескопов следующего поколения. Результаты сегодня опубликованы в журнале Science.

С появлением эффективных объектов для охоты за экзопланетами количество вновь открытых миров за пределами Солнечной системы быстро выросло до тысяч. Комбинируя различные методы наблюдений, астрономы определили массы, размеры и даже объемную плотность планет, что позволило им оценить их внутренний состав. Следующая цель – полностью охарактеризовать эти экзопланеты, похожие на Землю, путем изучения их атмосферы, что гораздо сложнее. Особенно для каменистых планет, таких как Земля, любая такая атмосфера состоит из тонкого слоя, если он вообще существует. В результате многие современные атмосферные модели каменистых планет остаются непроверенными.

Атмосферы планет должны отвечать определенным требованиям для наблюдения за ними с помощью обсерваторий следующего поколения. На расстоянии всего 26 световых лет ученые консорциума CARMENES обнаружили планету, вращающуюся вокруг красного карлика Gliese 486, которая идеально удовлетворяет этим требованиям для каменистых планет. Недавно открытая планета, обозначенная как Gliese 486b, является супер-землей с массой в 2,8 раза больше нашей родной планеты. Она также на 30% больше Земли. Для получения результатов ученые использовали как транзитную фотометрию, так и спектроскопию лучевых скоростей.

«Близость этой экзопланеты впечатляет, потому что ее можно будет изучить более подробно с помощью мощных телескопов, таких как будущий космический телескоп Джеймса Уэбба и будущие сверхбольшие телескопы», – объясняет Трифон Трифонов.

Если рассчитать среднюю плотность планеты по измерениям массы и радиуса, то можно увидеть, что ее состав похож на Венеру и Землю, включая металлическое ядро. Любой, кто стоит на Gliese 486b, почувствует гравитационное притяжение, которое на 70% сильнее, чем то, что мы испытываем в нашем мире.

Диаграмма дает оценку внутреннего состава выбранных экзопланет на основе их массы и радиуса в земных единицах. Красный маркер представляет Gliese 486b, а оранжевые символы изображают планеты вокруг холодных звезд, таких как Gliese 486. Серые точки показывают планеты, на которых расположены более горячие звезды. Цветные кривые показывают теоретические соотношения масса-радиус для чистой воды при температуре 700 Кельвинов (синий), минерального энстатита (оранжевый), Земли (зеленый) и чистого железа (красный). Для сравнения на диаграмме также выделены Венера и Земля.