Основная функция маркировки состоит в возможности оперативной идентификации товара, а также в доведении наиболее важных данных о нем до продавца или конечного потребителя. Она может быть выполнена в виде текста, QR и штрихового кода или условного обозначения. Может наноситься как непосредственно на саму продукцию, так и на элементы упаковки.
Заказать маркировку товара можно в компании «Доминанта» или других специализированных организациях. В зависимости от типа продукции, отображаемых сведений и прочих условий ее печать выполняется несколькими способами и с применением различного специализированного оборудования, включая лазерные и термотрансферные принтеры, нумераторы и аппликаторы этикеток, а также прочие устройства.
Разновидности маркировки
В зависимости от использованного способа отображения информации маркировку разделяют на:
- кодовую;
- информационную;
- идентифицирующую;
- мотивационную.
Первая разновидность маркирования выполняется в виде штрихового или более продвинутого QR кода, которые дают возможность зашифровать массу сведений о товаре с целью его оперативной идентификации. Полученные таким образом данные могут учитываться при транспортировке и погрузке/разгрузке продукции с целью ее складского учета, оценки и отпуска покупателям.
Главная задача информационной маркировки состоит в доведении до всех заинтересованных лиц сведений о товаре, которые регламентированы действующим законодательством. Продавец должен предоставить покупателям такую информацию о реализуемой им продукции, как:
- фирменное название и адрес производителя;
- основные потребительские качества;
- срок службы или годности;
- правила безопасного использования;
- состав, энергетическая и пищевая ценность, время и условия хранения (для пищевых продуктов).
Вся эта информация может служить основанием для принятия решения в пользу покупки продукции ее конечными потребителями.
Идентифицирующая маркировка позволяет устанавливать соответствие товаров действующим нормам безопасности и качества, техническим регламентам и законодательству в целом. Эти данные могут быть интересны не только продавцам и покупателям продукции, но и контролирующим органам, лабораториям и экспертам.
Что касается мотивационного маркирования, то оно не является обязательным и используется продавцами с целью привлечения внимания к той или иной продукции. Это различные этикетки с надписями типа «Акции» и «Скидки», позволяющие выделить товары и предложения на фоне их аналогов.Требования к маркировке
Все товары (как отечественного производства, так и импортируемые), подлежащие реализации на территории Украины, должны быть соответствующим образом промаркированы:
- упаковка пищевых продуктов, кроме наименования и адреса производителя, должна содержать сведения об их названии, массе, составе и дате изготовления, а также номере партии, сроке и условиях хранения;
- этикетка непродовольственных изделий должна содержать данные об их потребительских основных качествах, содержании вредных веществ, способе транспортировки и сроке хранения.Кроме того, на упаковке непищевой продукции обязательно должны находиться сведения о способе проведения погрузочно-разгрузочных работ при ее транспортировке и условиях безопасного хранения.
Оборудование и способы печати маркировки
В зависимости от принадлежности продукции к той или иной товарной группе ее маркировка может выполняться как с помощью прямой печати необходимой информации и кодов на упаковке, так и посредством этикетирования.
В первом случае для отображения требуемых сведений, как правило, применяются чернильные и лазерные принтеры промышленного типа. Они обеспечивают возможность изготовления большого объема полностью идентичных друг другу упаковок с отображением всех регламентируемых законодательством данных, а также дополнительной информации для продавцов и покупателей товаров.
Для печати этикеток используют прямую термическую или термотрансферную печать. Первая разновидность применяется для товаров с небольшим сроком реализации и хранения (как правило, продуктов питания), поскольку не отличается устойчивостью к воздействию внешних факторов. Для термотрансферного метода печати этикеток используют полимерные или текстильные ленты, что обеспечивает их долговечность благодаря устойчивости к негативным факторам окружающей среды, включая низкие температуры, высокий уровень влажности и солнечный ультрафиолет.