Tet провела роуд-шоу в Украине и пообещала вернуться с новыми продуктами и сервисами

Роуд- шоу команды компании Тet (экс-Латтелеком) завершилось в Киеве. Эксперты из Латвии приезжают в Украину уже далеко не в первый раз, но каждый раз привозят с собой нечто «вкусненькое». Так было и на этот раз.

Накануне финала своего пребывания в нашей стране бригада латвийских экспертов во главе с Марисом Спергой, директором по развитию бизнеса ЦОД пригласила небольшую группу украинских журналистов для дружеского общения в трендовом нынче формате meet up посіденьки”). На встрече, естественно, затрагивался широкий спектр вопросов, как связанных с предстоящим ивентом, так и чисто познавательного характера «а как у вас?».

Жажду познания и любознательности украинских журналистов с лихвой удовлетворил Марис Сперга. Марис вспомнил, что первые «облачные» решения появились совсем недавно, в 2014-15 г.г., а в 2016-17 г.г. уже наблюдался совершенный прорыв в этой области, причем Украина двигалась в направлении европейских стандартов весьма завидными темпами (+20-25% в год). Причем рост иностранных ЦОДов (дабы обезопасить свой бизнес) составил до 70%. Этим не преминули воспользоваться наши латвийские коллеги, «положив глаз» на потенциал (до 50 млн. долларов) расширения своего бизнеса в нашей стране.

М.Сперга честно признался, что за последние 3-4 года «ЦОДовский» бизнес стагнирует и объективно переходит в «облака». Главный драйвер — это эффективность. Компания Тet не осталась в стороне от общего тренда и уже год, как претворяет у себя проект цифровой трансформации, направленный на рост эффективности, т. е. решение задач с меньшими затратами. Например, отказались полностью от бумажного делопроизводства, хотя ранее каждая инсталляция требовала 8 страниц бумаги плюс еще усилия на архивирование и прочее — а сейчас только одно приложение в смартфоне. Кроме того такая трансформация на руку как исполнителям, так и клиентам, ибо предоставляет дополнительную свободу действий.

А еще последняя «фишка» Тet — это мульти-облака, не одно, а «2-3-4 в зависимости от задачи» — уточняет Марис. — Мы предлагаем часть этих мульти-клаудов нашим заказчикам. Мы выступаем в роли интегратора. Создаем как частные, так и публичные облака. В 2018 году уже 35% наших заказчиков использовали гибридные облака. А в 2019 году этот показатель достигает 40-45%. В Европе и в мире в целом сейчас 58-60% гибридных облаков. Этот тренд сохранится и в ближайшие годы. И тут не нужны большие инвестиции.

Марис Сперга поведал о том, что с 1 января 2020 года будет лонч новой «облачной» платформы.

Консультант по кибербезопасности Артур Филатов рассказал о Центре управления безопасностью и заверил в безопасности «облачных» сервисов, над чем постоянно и тщательно работают специалисты компании, и эта работа будет продолжаться. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы использовать сервисы Центра максимально эфффективно. Эксперт подчеркнул важность кооперации и сотрудничества в глобальном масштабе, в том числе и с украинскими коллегами. Фишинговые письма от злоумышленников становятся все умнее, поэтому надо очень осмотрительно относиться к всякого рода посулам и не поддаваться на провокации, чтобы не пострадать финансово. Надо также всегда помнить, что окончательная цель хакеров — это сбор «чувствительных» данных для дальнейшей наживы. «В среднем, наши серверы атакуют 15-20 раз в сутки, — проинформировал А.Филатов, — но благодаря разработанной специалистами компании Тet системе защитных мер уже через 30-35 секунд (!) угроза устраняется и работа нормализуется. К сожалению, многие забывают о необходимости соблюдать «кибергигиену» — посетовал Артур.

Мало того, что Тet — крупнейший в Латвии Интернет-провайдер, компания вполне успешно занимается видео бизнесом через свою особую структуру, снимая и (экспортируя!) сериалы и другой популярный видеоконтент. Бизнес компании успешно расширяется в Латвии, но существуют честолюбивые замыслы и помыслы постоянного выхода на внешние рынки.

Специалист по решениям ИИ Алена Растихина подробно рассказала о чат-боте Анете, который разработан в компании, совершенствовании его работы и реакции потребителей на сие чудо.

Действительно чат-боты становятся всеобщим трендом и во многом основным каналом общения с клиентами. наравне с использованием социальных сетей. Чат-бот компании Тet — это собственная разработка специалистов компании для решения повторяющихся, рутинных задач. «Начинать было достаточно сложно, — вспоминает Алена. — Сначала чат-бот был на Фейсбуке, а потом началась его экспансия на иные мессенджеры. Анете «помогла» подсократить на 10 человек количество сотрудников колл-центра, которым была предложена другая работа в рамках компании. Чат-бот способен снять нагрузку именно в стандартных вопросах. По мере развития штат колл-центра будет ужиматься (примерно наполовину).

Марис Приекулис, директор международного бизнеса, проинформировал о работе с «озерами данных» (data lakes), подчеркнув при этом, что главным в этом проекте является разработка необходимого алгоритма действий, а не простой сбор больших данных. Данный продукт будет очень актуальным для рекламодателей, позволяя более точно таргетировать нужную аудиторию. После доводки данный продукт будет предлагаться на украинском рынке.

На следующий день проходил meet up с киевскими «заинтересованными лицами». Обсуждались проблемы «облаков», искусственного интелекта и ИТ-безопасности (куда же без этого!).

«Облако» — это всегда дешевле, чем собственная инфраструктура. А еще это очень выгодная инвестиция! Совокупная капитализация публичных «облачных» компаний с 2013 года выросла на 446%! Последнее слово в «облаках» — это облачные «контейнеры», позволяющие без значительных затрат на миграцию свободно перемещать данные из одной облачной структуры в другую либо возвращать к себе. Продукты еще недавно являвшиеся высокотехнологичными, очень дорогими, приносившие огромную норму прибыли производителям (СХД, серверы) сегодня, фактически, стали сырьем для производства ИТ-услуг. За 10 лет их цена упала на порядок.

Особый интерес участников вызвало выступление Алены Растихиной о чат-бот проектах компании Тet. Этот сравнительно новый тренд компания успешно применяет, улучшая, совершенствуя и обучая.

Специалисты компании Тet  были пионерами, создав бота, разговаривающего на латышском языке. Сейчас бот осваивает русский язык. «Чем больше клиент не понимает с кем он общается, тем удачнее бот, — улыбается Алена. Примечательно, что клиенты звали Анете на свидания, хотели знакомиться. Процесс обучения — двухсторонний. Приходится учить и робота, и клиентов общаться. Электронные письма сократились до минимума, так как в них нет необходимости, это уже прошлое. Доля робота в общении с клиентами должны довести до 50%. Будем использовать при продажах в Интернет-магазине. Кроме непосредственного общения с клиентами бот помогает и живым операторам, предлагая варианты ответов на вопросы клиентов. Оператору надо только выбрать наиболее подходящий, а не самому набирать на клавиатуре, что намного сокращает время и поднимает эффективность обслуживания. Сейчас задача №1 — это синтез речи.

Еще один прикольный продукт — это Claara. Суть такова. Рекламодатель заказывает рекламу на телеканалах. Клаара мониторит, обрабатывает полученные данные и выдает уже через сутки (а не через месяц!) подробный результат анализа с мониторингом, таблицами и графиками.

Аналитику «озеро данных» мы используем и при работе с чат-ботом, заметила А. Растихина.

С интересом выслушали присутствовавшие сообщение о банке XXI века – Baltic International Bank, который помог организовать роуд-шоу в Украине. В скором будущем данный банк тоже обзаведется собственным чат-ботом для Интернет-банкинга. Цифровая трансформация не обошла стороной и банковскую сферу. Латвия готовится стать первой страной в Европе в сфере «моментальных платежей», когда на «раз-два-три», буквально за 3 секунды адресат получает электронный платеж.

Независимо от места хранения данных. особое внимание уделяется безопасности данных. Именно этой теме было посвящено выступление «киберсамурая» команды экспертов Тet Артурса Филатова. «Как стать детективом 21 века», вызвавшее особый интерес у технических специалистов.

Итоги роуд-шоу согласился прокомментировать Марис Сперга: «Эта неделя нам была очень интересна. Мы много увидели, услышали и много сами рассказали. Мы начали в Днепре, потом были в Харькове, а завершили наши активности 2019 года в Киеве. И если посмотреть на результаты этого года, можно сказать, что этот год был хорошим. Наш бизнес в этом году рос, думаем, что прирост будет в 30%. Мы старались рассказать не только о продуктах, которые продвигаем на украинском рынке уже свыше семи лет, такие как центр обработки данных. Мы начали говорить и о новых услугах, которые мы уже обкатали в Латвии, я говорю о Security Operation Center, который мы планируем запустить с 2020 года в Украине. Этот центр будет находиться в Латвии, но его услуги мы предоставим в Украине. Мы также смотрим на искусственный интеллект, на чат-боты, чтобы начать работать не только в Латвии, но и на экспорт. И мы очень довольны этим мероприятием, тем, что, во-первых, дало возможность рассказать о наших услугах и получить обратную связь о том, что интересует наших заказчиков. Да, наша команда растет из-за подготовки в экспорту. Думаю, что в следующем году о нас услышат еще больше на украинском рынке».

В Украину поступил ASUS ZenBook Pro Duo c двумя экранами, а также известны цены на iPhone 11, iPad 10.2 7-го поколения и Watch Series 5.

В то же время Приватбанк запустил FacePay24 — оплату по лицу и будет отслеживать поведение клиентов.

-->