Другой стандарт. Когда CDMA станет конкурентом GSM?

0
274 views

Бурный рост мобильных GSM-операторов закончился. Им на смену пришли операторы другого стандарта, у которого еще есть потенциал – CDMA. Клиентов у них пока немного, но растут они очень активно.

В июле количество клиентов CDMA-операторов увеличилось на 7,3%, достигнув 313 590 человек, – гласит последний отчет аналитической компании iKS-Consulting. Эту абонентскую базу можно назвать более чем скромной в сравнении с количеством абонентов GSM-операторов, которых уже 51,67 млн. Зато GSM не может похвастать такими темпами роста, как CDMA. За июль, по данным iKS-Consulting, число их клиентов выросло только на 1,3%.

По темпам роста CDMA-операторы обогнали своих GSM-конкурентов еще в начале этого года. В январе их абонентская база увеличилась на 3,76%, в то время как у GSM-операторов – на 3,13%. «Рынок GSM-связи переполнен, ему уже расти некуда», – говорит консультант компании iKS-Consulting Алексей Данилин. С ним соглашается консультант компании Netton Роман Химич. «Резерв интенсивного роста у GSM уже исчерпан. CDMA работают в другой нише, которая может еще долго расти», – говорит г-н Химич.

Преимуществами CDMA его абоненты называют прямой городской номер и относительно дешевую связь. Операторы предлагают стоимость звонков на уровне 2–6 копеек внутри сети и на городские номера. Правда, пользователи CDMA-связи отмечают и недостатки: более дорогие телефоны и их узкий ассортимент, а также небольшое покрытие – оно значительно уступает GSM-операторам.

CDMA не конкурент GSM-связи, убеждают специалисты. «CDMA-телефон – это вторая «трубка». Практически каждый абонент CDMA-операторов также пользуется GSM-связью», – говорит г-н Данилин. – «Эти два стандарта не являются конкурентами, они развиваются каждый по-своему».

Робкое наступление
Мириться с ролью «второй трубки» CDMA-операторы не намерены и не скрывают своих амбиций. Сейчас они активно расширяют свое территориальное присутствие. Самое активное продвижение ведет СDMA Ukraine, которая обещает к концу года развернуться в 18 регионах и «Телесистемы-Украины» (ТМ PEOPLEnet), которые намерены покрыть своей связью все областные города Украины.

Операторы CDMA-связи развивают не только свою географию. Попутно они решают технические проблемы – наладив обмен SMS с GSM-операторами. И занялись распространением. Так, неделю назад СDMA Ukraine заключила договор с «Евросетью». С этой же компанией ранее договорилась «Телесистемы Украины». Хотя последняя широко представлена в других розничных сетях, и даже в ПриватБанке.

Стремясь потеснить GSM, операторы CDMA пытаются конкурировать с ними и тарифами. На радость своих клиентов, они проводят многочисленные акции, практически сравнивая цену своей связи с GSM.

Однако все эти усилия сводятся на нет плохим маркетингом CDMA-операторов. Это признают и рекламщики, и сами связисты. «Я не понимаю их коммуникации, они абсолютно не отличаются. Не вижу смысла, почему я должен его (CDMA-телефон) покупать», – говорит руководитель агентства Brand New Артем Зеленый. Ему вторит и коммерческий директор «Телесистемы Украины» Всеволод Воловик. «Если кто-то объединит существующих операторов, соберет хорошую команду профессионалов, серьезно возьмется за маркетинг, тогда можно будет говорить об интенсивном развитии стандарта. И даже о конкуренции с GSM», – уверен он.

Справившись с этой проблемой, CDMA-операторы получат все предпосылки для дальнейшего успешного развития в Украине, говорят специалисты. «При благоприятных факторах, решив свои внутренние проблемы, они могут занять существенную долю рынка связи – до 10% и даже больше – до 15–20%», – говорит г-н Химич.

24