Рынок кондиционеров в ожидании жаркого лета

Начало года для рынка кондиционеров, как и других товаров бытовой техники, не отличалось высоким потребительским спросом. Если в марте 2013 года кондиционеры уже пользовались спросом, то сейчас рынок замер в ожидании лета.

В последние несколько лет основным критерием выбора кондиционеров является цена.  «В тоже время в 2012-2013 г.г. потребительские предпочтения были на стороне выбора более мощных кондиционеров, рассчитанных на помещения большей площади, – отметил Алексей Новосад, руководитель отдела  продуктовой категории «Бытовая техника», Юг-Контракт. – Разница в цене между климатическим оборудованием мощностью 7000 и 9000 BTU (2,1 и 2,7 кВт) составляет около 250-300 грн. Поэтому выгоднее купить один кондиционер большей мощности, рассчитанный на охлаждение двух комнат, чем два отдельных на каждую». В 2013 году объем продаж кондиционеров мощностью 9000 BTU (2,7 кВт), рассчитанных на 27 кв.м площади, составил более 40%. Такая популярность техники обусловлена тем, что мощность 9000 BTU подходит большинству украинских квартир.

Бренд кондиционера не является определяющим фактором выбора и покупки климатического оборудования. Этому поспособствовало улучшение качества китайских кондиционеров бюджетного ценового сегмента. По словам операторов рынка, процент бракованной продукции у некоторых производителей в последние годы составляет меньше процента. К тому же, сейчас около 25% кондиционеров на украинском рынке– это private label (собственные торговые марки). На украинском рынке их около 30, среди наиболее популярных собственных ТМ можно отметить Delfa, Saturn, ERGO и др. Например, кондиционеры ТМ ERGO представлены на украинском рынке четвертый год и пользуются спросом у многих потребителей и инсталляторов.

Если бренд не оказывает большого влияния на выбор, на дизайн покупатели все больше обращают внимание. Теперь даже за небольшие деньги люди хотят получить кондиционер привлекательного и стильного дизайна. Поэтому производители все чаще расширяют свои линейки интересными моделями.

Говоря о распределении долей покупок кондиционеров в 2013 г., отметим, что доля в розничных сетях снизилась примерно на 8-10% в штуках и денежном выражении. Хотя в 2012 году, по данным GfK, более 70% покупок приходилось на национальные розничные сети. В 2013 г. этот показатель сократился до 63%. «Такое распределение обусловлено тем, что покупатели отдают предпочтение приобретению кондиционеров в небольших региональных торговых точках и интернет-магазинах. Эти каналы сбыта заняли 22 и 15% рынка в 2013 г. соответственно и становятся еще популярнее, так как способны предложить достойный уровень сервиса своим клиентам и аналогичную гарантию на товары, которую предлагают крупные сети», – высказал мнение Алексей Новосад.

В структуре продаж в гипер-, супермаркетах и сетях, по данным GfK, доля покупок бюджетных кондиционеров составила 33-34% в 2013 году. В интернет и региональной рознице бюджетным моделям отдают предпочтение только 22%, а доля более мощных позиций климатической техники значительно выше – около 40%.

В 2013 году в интернет-магазинах количество покупок более дорогого сегмента кондиционерного оборудования выросло, так как в интернете можно было получить более выгодную цену, чем в рознице.

Об энергоэффективности как тренде на украинском рынке кондиционерного оборудования, по мнению экспертов, пока говорить рано. «Основная часть покупателей при выборе модели ориентируются на цену, а не энергопотребление. А чем дешевле кондиционер, тем его класс энергоэффективности ниже, то есть для охлаждения или нагрева воздуха в помещении этому оборудованию требуется больше электричества», – констатировал Алексей Новосад.

Популярность дешевых и неэнергоэффективных кондиционеров в Украине объясняется рядом причин, среди которых достаточно низкий уровень доходов населения, доступные цены на электроэнергию по сравнению с мировыми и европейскими тарифами. По мнению экспертов, при росте цен на электроэнергию, покупатели все равно не сразу сделают выбор в пользу инверторных кондиционеров. Скорее всего, ими просто будут реже пользоваться. К тому же, кондиционер для украинцев нельзя назвать предметом первой необходимости, таким как уже стали стиральные машины, холодильники и плиты.

«У ведущих производителей доля инверторных кондиционеров в ассортиментной линейке не превышает 20%, и она вряд ли будет увеличиваться. Так как разница в цене между покупкой обычного и инвертерного кондиционера для среднестатистического потребителя существенна –1000-1200 грн.», — отметил руководитель отдела  продуктовой категории «Бытовая техника», Юг-Контракт. Стоит отметить, что на рынке уже в этом сезоне будут представлены и доступные инверторные кондиционеры ТМ ERGO.  Вся линейка будет представлена в обновленном дизайне, товары будут менее энергозатратными, смогут точнее поддерживают заданную температуру, обеспечивая высокий уровень комфорта в помещении.

Стимулирование спроса на энергоэффективные кондиционеры возможно на законодательном уровне, по аналогии с введением ограничений на продажу неэнергоэффективных холодильников. Пока что на эти меры производители не готовы пойти, так как введение жестких ограничений по классу энергоэффективности будет способствовать повышению цены на кондиционерное оборудование.

Уровень продаж техники в целом в первом квартале 2014 года в сетях и гипермаркетах снизился на 40-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это в первую очередь связано с тем, что люди в сложившейся ситуации в стране боятся тратить деньги на технику.

Сейчас производители, дистрибьюторы и розничные сети ждут основного сезона продаж, который традиционно приходится на май-июль. Главный фактор для высокого уровня продаж в данной категории товара – это погода, если в летний период времени будет жарко, то продажи будут расти по сравнению с предыдущим годом. В  2013 году падение объемов продаж составило около 15%, поскольку лето было достаточно прохладным, и не было затяжных периодов жары.

Розничные цены на кондиционеры в сезон 2014 года, по словам эксперта, будут выше, чем в 2013 г. в среднем на 20-30% в зависимости от ценового сегмента, это обусловлено ростом курса доллара по отношению к гривне.