Юрий Кармазин внес в Раду законопроект относительно «прослушки»

karmazin«Провайдеры и операторы телекоммуникаций, как и потребители их услуг, не должны оплачивать оборудование для их подслушивания», — считает народный депутат из фракции НУ-НС Юрий Кармазин.

Депутат внес в Верховную Раду Украины законопроект № 7023-1 «О внесении изменений в части четвертой статьи 39 Закона Украины «О телекоммуникациях» (относительно установления на телекоммуникационных сетях технических средств для перехвата коммуникаций и оплаты этого уполномоченными органами).

Целью законопроекта является обеспечение однозначности понимания того, что операторы, провайдеры телекоммуникаций обязаны выполнять решение суда об установлении, в порядке, определенном правительством Украины, технических средств, необходимых для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий, но затраты на это — должны нести уполномоченные органы, выступающие инициаторами установления этих средств.

Частью четвертой статьи 39 Закона Украины «О телекоммуникациях» установлено, что «операторы телекоммуникаций обязаны за собственные средства установить на своих телекоммуникационных сетях технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий, и обеспечивать функционирование этих технических средств, а также в пределах своих полномочий содействовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов их проведения. Операторы телекоммуникаций обязаны обеспечивать защиту указанных технических средств от несанкционированного доступа».

Согласно статье 13 Конституции Украины государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, а все субъекты права собственности равны перед законом. Таким образом, государство должно предусмотреть установление выплаты уполномоченными органами операторам и провайдерам телекоммуникаций средств за аренду их оборудования и помещений для размещения технических средств уполномоченных органов, а так же выплату ими компенсаций расходов на размещение, обслуживание и охрану этих технических средств, считает Кармазин.

Но до этого времени данный вопрос не решен. И даже наоборот, Верховной Раде Украины уже предлагается внести изменения к этой статье о том, что «операторы телекоммуникаций, которые эксплуатируют телекоммуникационные сети, и провайдеры телекоммуникаций, которые с использованием своего оборудования предоставляют телекоммуникационные услуги, обязаны в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины, за собственные средства закупать и устанавливать на этих сетях и оборудовании технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий, и обеспечивать функционирование этих технических средств, а также в пределах своих полномочий содействовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов их проведения. Операторы и провайдеры телекоммуникаций обязаны обеспечивать защиту указанных технических средств от несанкционированного доступа ». Т.е. необоснованно было предложено, что субъекты предпринимательства должны за свой счет уже не только устанавливать оборудование, которое может потребоваться уполномоченным органам, но и закупать его за собственные средства, перекладывая эти расходы на потребителей услуг, которые ими предоставляются. Причем наличие такого оборудования и затраты на это никак не соизмеримы с эффективностью его использования.

И это при том, что вопрос перехвата коммуникаций уже урегулирован законом об оперативно-розыскной деятельности, и нет нужды принятия каких-то дополнительных нормативно-правовых актов или законов. Вопрос лишь в средствах на приобретение иностранной техники, или, что было бы лучше, изготовление ее в Украине.

С 2005 года по 2008 год число разрешений выросло с 15 до 25 тысяч. По данным председателя Верховного суда Василия Онопенко, ежегодно суды Украины дают около 20 тысяч разрешений на прослушивание телефонов, мобильных телефонов, электронной почты, при том, что далеко не все эти разрешения судов на прослушивание телефонов приводят к нарушению и расследованию уголовных дел. «Иногда такие прослушивания проводились совсем для других целей», — отметил Онопенко. Тем более, что провайдерам и операторам экземпляр постановления суда не предоставляется даже для ознакомления, что может способствовать злоупотреблениям при проведении перехватов телекоммуникаций.

Отсутствие публичной отчетности о количестве разрешений на прослушивание, с какой целью они были получены и как они использовались, не способствует уменьшению в Украине компроматов, собранных путем прослушивания человека и вмешательства в его частную жизнь.

Поскольку согласно статье 32 Конституции Украины, «не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека», и уполномоченный орган должен предоставить возможность каждому гражданину знакомиться со сведениями о себе, не являющимися государственной или другой защищенной законом тайной. К тому же каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и права требовать изъятия любой информации, а также право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации.

Законопроектом № 7023-1 предлагается внести в части четвертой статьи 39 Закона Украины «О телекоммуникациях» изменения, направленные на то, чтобы:

«Операторы телекоммуникаций, которые эксплуатируют телекоммуникационные сети, и провайдеры телекоммуникаций, с использованием своего оборудования предоставляют телекоммуникационные услуги, обязаны по постановлению суда, надлежащим образом заверенную копию которой им передает представитель уполномоченного органа, и в определенном законом порядке, устанавливать на этих сетях и оборудовании технические средства уполномоченных органов, необходимые этим органам для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, и обеспечивать функционирование этих технических средств в отношении лиц, и в течение сроков, указанных в постановлении суда, а также в пределах своих полномочий содействовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов их проведения, с обязательным обеспечением защиты указанных технических средств от несанкционированного доступа. Размер и порядок уплаты операторам и провайдерам телекоммуникаций средств за аренду их оборудования и помещений для размещения технических средств уполномоченных органов, а так же выплату компенсаций расходов на размещение, обслуживание и охрану этих технических средств, устанавливает Кабинет Министров Украины.

Регулирование правоотношений в указанной сфере осуществляется Конституцией Украины, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Украины, Законами Украины «О телекоммуникациях», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О контрразведывательной деятельности» и «О борьбе с терроризмом», Указами Президента Украины и Постановлениями Кабинета Министров Украины. Внесение изменений в другие законы не предвидится.

В проекте Закона механизмы уменьшат расходы Государственного бюджета Украины на необоснованное получения разрешений судов для прослушивания телефонов и перехвата других телекоммуникаций, а также будет стимулировать более эффективную работу правоохранительных органов.

Принятие законопроекта защитит субъекты предпринимательской деятельности от обязанности тратить собственные средства на приобретение и установку оборудования, которое может потребоваться уполномоченным органам, а физических и юридических лиц, от перекладывания этих расходов на потребителей услуг. Кроме того, это увеличит защищенность физических лиц от незаконного сбора, хранения, использование и распространение конфиденциальной информации о них без их согласия.

Законопроект на касается вопроса развития административно-территориальных единиц и не требует проведения консультаций с общественностью».

Юрий Кармазин надеется, что обсуждение этого проекта даст толчок к снижению нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и потребителей их услуг, со стороны тех, кто хочет переложить на их плечи вопросы финансирования своих органов.