Ноутбук — дело тонкое (итоги рынка 2004 года)

0
1 155 views

По подсчетам операторов, за 2004 г. в Украине было продано примерно 55 тыс. ноутбуков (в денежном выражении около $100 млн.). Последние два года — по разным оценкам — ежегодно рост рынка портативных компьютеров составляет от 50% до 60%. Правда, по данным исследовательской компании IDC, доля ноутбуков в продажах ПК по-прежнему невелика. В 2004 г. она не превышала 6% (на 2-3% больше, чем в 2003 г.). В этом году, по оценкам экспертов, продажи “компьютерных блокнотов” могут вырасти максимум до 10% всего рынка компьютеров.

Мировой рынок

Ноутбуки в общем мировом компьютерном парке занимают от 20% до 30%. По оценке IDC, доля мобильных систем в общем объеме мировых продаж ПК к 2007 г. достигнет 32%. А Gartner прогнозирует, что к 2008 г. соотношение ноутбуков и настольных ПК в мировом компьютерном парке сравняется.

Согласно данным исследовательской компании IDC, Европа занимает первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий. В Западной Европе рост рынка ноутбуков за 2004 г. составил 29,8%, тогда как аналогичный показатель для настольных ПК — лишь 10,6%. При этом в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) наблюдается тенденция к некоторому снижению темпов роста в сегменте мобильных ПК. Так, по данным Gartner, в Восточной Европе в первом квартале 2004 г. было продано 328 тыс. мобильных ПК — на 75,9% больше, чем за тот же период предыдущего года. Но уже во втором квартале 2004 г. продажи ноутбуков оценивались приблизительно в 258 тыс. шт. — всего на 38,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

В России за первое полугодие 2004 г. было продано, по разным данным, от 225 тыс. (IDC) до 260 тыс. (Gartner) ноутбуков. Ежегодно российский рынок ноутбуков увеличивается на 80–90%.

Внутреннее производство

Присутствие зарубежных брендов на украинском рынке ноутбуков по-прежнему велико. По предварительным итогам 2004 г., компания IDC оценила суммарную долю только четырех ведущих иностранных марок (Samsung, Hewlett-Packard, Toshiba, Asus) более чем в 60%. Еще 25% продаж — ноутбуки сборки других зарубежных компаний (Sony, Compaq, IBM и др.). На украинские марки приходится не более 15%. Операторы рынка дают более оптимистичную оценку. По разным данным, украинским производителям принадлежит от 20% до 40% рынка. По подсчетам Ярослава Северина, руководителя направления дистрибуции портативнойтехники АО “Банкомсвязь”, сегодня в Украине работает более 30 отечественных производителей, в основном представляющих свою продукцию в каждом отдельно взятом регионе. “Большая часть рынка принадлежит крупным киевским компаниям, которые целенаправленно занимаются производством и продвижением собственных брендов”,— отметил он. Одна только “Версия” оценивает свое хозяйство в 10% всего рынка.

В последний год достаточно популярным среди украинских сборщиков стало расширение ассортимента за счет ноутбуков, собранных на базе barebone-систем (система-полуфабрикат, обычно включающая в себя корпус, материнскую плату, клавиатуру, мышь, оптический привод, систему охлаждения процессора, коммуникационные порты, аккумуляторную батарею и ЖК-дисплей), которые поставляются на украинский рынок китайскими и тайванскими производителями. Собираемые на этой основе ноутбуки компании часто предлагают под собственной торговой маркой. По оценке специалистов компании “Версия”, доля такой продукции на рынке колеблется в пределах 2-3%.

Менеджер по продукции “Фабрики “Квазар-Микро” (направление ноутбуки) Владимир Кармазин утверждает, что качество ноутбуков украинского производства не уступает предложениям иностранных производителей, а по ценовым позициям занимает более выигрышное положение. “Покупая ноутбуки зарубежного производства, приходится платить на $100-300 дороже,— отметил он. — Для некоторых “нишевых” моделей (имеются в виду модели с ярко выраженными специфическими характеристиками. — Авт.) разница в цене еще более существенна. Здесь цена зарубежных моделей может превышать цену собранных в Украине аналогов в 1,5-2 раза. По словам директора департамента мобильных систем НПФ “Версия” Дмитрия Короля, разница в стоимости отечественных и зарубежных ноутбуков составляет до 30% на различные модели. “Украинские производители могут обеспечить более адекватные рынку цены за счет меньших затрат на транспортировку, рекламу, содержание локальных офисов, а также за счет низкой стоимости рабочей силы”,— объяснил он.

Что почем

Нижний ценовой сегмент. Около 30% украинского рынка ноутбуков занимают системы “бюджетного класса” (эконом-класс или low-end по общемировой классификации. — Авт.). Стоимость ноутбуков этого сегмента составляет $1,1 тыс. При этом каждый 50-ый ноутбук этого класса — б/у. “Это, как правило, отремонтированные компьютеры за $200-800,— объяснил Ярослав Северин. — Они рассчитаны на студентов, компьютерщиков, использующих эти ноутбуки там, где не нужна высокая производительность и надежность, а также на наивных частных лиц, не задумывающихся о будущих проблемах с сервисным обслуживанием. Гарантия на такие машины обычно не превышает 6 месяцев”. По словам продавцов и сборщиков, б/у машины постепенно теряют свои позиции, поскольку это, как правило, тяжелые, маломощные компьютеры с устаревшими портами и выработанным ресурсом, а новый ноутбук сегодня уже можно купить за $700.

Большинство бюджетных ноутбуков оснащены набором минимальных основных функций, необходимых для работы. Оперативная память таких машин обычно составляет 256 Мб, объем жесткого диска — до 40 Гб, видеокарта как правило интегрированная, реже — встраиваемая с 32-64 Мб оперативной памяти. Срок гарантии составляет 1 год, реже — 2. Иностранцы часто дают меньшую гарантию, компенсируя это предоставлением на определенный период бесплатного сервиса (воспользовавшись которым потребитель может “апгрейдить” ноутбук, не платя за работу сервисных инженеров, а оплачивая только заменяемые комплектующие). Средний ценовой сегмент. Самым большим спросом сегодня пользуются ноутбуки бизнес-класса приблизительно за $1,2-2 тыс. На их долю приходится около 50% всех продаж портативных компьютеров, хотя еще несколько лет назад в продажах лидировали бюджетные решения, а бизнес-сегмент занимал всего 30%.

По словам Дмитрия Короля, в ноутбуках этого класса чаще всего реализовываются новейшие технологические разработки. “Основные характеристики ноутбуков этого класса — производительность, мобильность, функциональность и стиль”,— отметил он. Оперативная память таких ноутбуков, как правило, 512 Мб, объем жесткого диска — до 60 Гб, интегрированная или встраиваемая видеокарта (обычно 64 Мб), часто встречается встроенный беспроводный Интернет- доступ стандарта Wi-Fi.

Верхний ценовой сегмент. Около 20% рынка приходится на Hi-end класс. Это ноутбуки, обычно построенные на процессорах Pentium-4 и Pentium М (Intel Centrino). Объем оперативной памяти в таких машинах колеблется между 256 Мб и 1 Гб, емкость жесткого диска может достигать 80 Гб, а видеокарта (как правило, встраиваемая) имеет объем памяти до 128 Мб. Обязательно наличие CD-RW, DVD-проигрывателя. Стоят такие машины от $2 тыс., а срок гарантии составляет три года.

Тенденции и прогнозы

Несмотря на то, что по данным компании IDC последние 3-4 года объемы продаж ноутбуков в Украине ежегодно удваивались (операторы рынка оценивают темп роста рынка в 50-60%), отечественный рынок еще далек от насыщения и находится на стадии динамичного развития. “У нас на ноутбуки приходится всего около 6% продаж компьютеров,— отметил Дмитрий Король,— в то время как в странах Европы этот показатель в семь раз выше. В странах Западной Европы он составляет около 40%, а в США — превышает 50%. Объем российского рынка ноутбуков превышает украинский более чем в 10 раз, при этом их доля на общем рынке ПК уже составляет около 13%. Так что резерв роста у украинского рынка весьма значителен”. По мнению г-на Короля, стремительный рост спроса будет сохраняться еще в течение нескольких лет. Интересно, что большинство компьютерщиков, давая прогноз, стараются избегать категоричных суждений. Оно и понятно: предыдущие прогнозы операторов оказались изрядно заниженными. К примеру, в 2003 г. продавцы и сборщики ноутбуков почти “хором” прогнозировали, что в 2004 г. объем этого рынка составит 34 тыс. шт.; в 2005 г. — 44 тыс. шт.; а в 2006 — около 60 тыс. шт. Сегодня специалисты не исключают, что в нынешнем году объем продаж перевалит за 100 тыс. машин, а доля ноутбуков на всем ПК-рынке вырастет до 10%.

Если говорить о ценах, то за прошлый год наблюдалось медленное снижение цен в нижнем ценовом сегменте — при стремительном росте производительности. Средняя стоимость low-end ноутбуков упала приблизительно на 10%, а нижняя ценовая планка этого класса за последние полгода понизилась с $800 до $700. В остальных категориях значительного снижения цен не наблюдается, правда, “за ту же цену” сегодня можно купить более производительную технику, чем год назад.

Основной потребительский спрос за последние год-полтора явно переместился из низкоценовой группы в среднюю и высшую. Если несколько лет назад повышенным спросом пользовались ноутбуки бюджетного класса (около 60%), то сегодня этот сегмент не превышает 30%, а на продукцию среднего ценового диапазона приходится около половины всех продаж. “Популярность ноутбуков бизнес-класса растет,— отмечает Дмитрий Король,— их количество постоянно растет, и они теснят бюджетные решения. Небольшими темпами (на 1- 2% в год) увеличивается и доля специализированных решений (верхний ценовой сегмент и ультрапортативные модели. — Авт.)”.

(с) Ксения Портная