Юрий Чуйков: «Поднимать тарифы во время кризиса — все равно что тушить пожар бензином»

Юрий Чуйков, генеральный директор группы компаний Vega («Фарлеп-Инвест»), рассказал «i», как будут перераспределяться финансовые потоки в холдинге и какие бизнес-направления могут пострадать в результате ухудшения экономической ситуации в Украине.

Вопрос: Хотелось бы узнать, как компания Vega намерена расширять свое присутствие в стране в условиях экономической нестабильности?

Ответ: Кризис действительно затронул многие отрасли экономики. В основном это банковская, строительная сферы и т.п. Что касается области телекоммуникаций, то я не ожидаю здесь больших проблем. Если мы вспомним историю, то во время кризиса всегда захватывали в первую очередь почту, телефон, телеграф, вокзал, т.е. самое важное. Люди всегда нуждаются в телекоммуникационных услугах, они не будут меньше говорить по телефону, не будут меньше получать новостей. Даже наоборот получится — в сложных ситуациях люди будут больше общаться.

В: Но все-таки, когда украинцев существенно затронет падение экономики, кого из ваших клиентов это затронет больше всего?

О: У нас есть клиенты-физлица и корпоративные клиенты. На первых кризис не должен сказаться, им нужно общаться и получать информацию. Не думаю также, что уменьшат объем потребления телекомсервисов представители малого и среднего бизнеса. Что же касается корпоративных клиентов, то оттока абонентов я не предполагаю, но может быть такое: крупные корпорации, особенно из банковской и строительной сфер, не уменьшая количество подключений, могут попытаться каким-то образом сократить расходы. Я не уверен в этом, но, вполне возможно, такое произойдет. Т.е. возможно некоторое уменьшение ARPU (среднемесячный доход на одного абонента) от крупных корпоративных клиентов. Это не утверждение, это размышление о том, что может произойти.

В: А как будет развиваться компания в усложнившихся экономических условиях?

О: Телекоммуникационная группа Vega имеет достаточно стабильное финансовое положение. Я сейчас не говорю о всей корпорации СКМ, это вопрос к СКМ, а не ко мне. Я не думаю, что кризис каким-то образом может затормозить наше развитие. Что касается наших партнеров или поставщиков, то в условиях экономической неопределенности их деятельность также сильно не затормозится. Т.е. наша пищевая цепочка не должна сильно пострадать от кризиса. Мы планировали развить свое присутствие к концу года до 49 городов (сейчас компания присутствует в 36 городах). Я не думаю, что мы будем радикально менять наши планы. Мы действуем по следующему принципу — заходим в новые города, устанавливаем в них междугородные станции и обрастаем новыми клиентами.

В: Как вы планируете дальше развивать проект FTTB (Fiber to the building — технология прокладки оптико-волоконного кабеля в дом)?

О: Если мы говорим о развитии этого рынка, то, как правило, речь идет о физических лицах. Как я сказал, этот рынок не должен претерпеть серьезных изменений. Единственное, что может произойти в данном сегменте — на него могут повлиять внешние факторы. Т.е. вследствие того, что сейчас будут приостановлены ипотечные кредиты, строители не сдадут здания в срок. А мы планировали, что это случится вовремя. Только это может каким-то образом скорректировать наши планы развития FTTB. Мы вынуждены будем ждать, пока дома достроятся, но это не связано с возможностями нашего финансирования. На вторичном рынке наши планы по FTTB никак не меняются. Как планировали, так и будем развиваться. Как будет себя вести рынок первичного жилья, мы будем видеть через два-три месяца. Если стройки приостановятся, мы сможем перенаправить финансовые потоки на финансирование других проектов. Например, у нас сейчас внедряется единый сall-центр. Можно использовать средства на дальнейшую модернизацию процессов и процедур сети, биллинга, на развитие проекта NGN (New generation network), на развитие магистральной оптической сети. Мы закупим 70-80% всего возможного функционала в списке вендоров. Если мы раньше планировали, что дополнительными сетевыми функциями мы займемся в 2009 г., то сейчас, возможно, мы будем внедрять их раньше. Если резюмировать, то финансовые потоки, которые могут освободиться, мы направим на две вещи: ускорение наших внутренних проектов, которые не зависят от строительства. Это первое. И второе: возможно, у нас освободятся средства для покупки других компаний. Соотношение собственного строительства сетей в новых городах к купленным в них компаниям может, таким образом, несколько измениться. Каких-то конкретных планов по покупкам на сегодняшний день у нас нет, но они могут появиться в результате кризиса.

В: Первичный рынок жилья является довольно большой составляющей для проекта FTTB?

О: Мы сейчас присутствуем примерно в 600 зданиях по FTTB, из них 400 — на первичном рынке. Мы планировали нарастить наше присутствие только в текущем году до 1,5 тыс. зданий. Из них на первичный рынок приходится 2/3. Т.е. в 600 новых зданий мы планировали войти с FTTB. Оптика уже находится близко к ним: в радиусе от 500 м до 1 км. Большинство этих домов уже практически на этапе сдачи. Месяц-другой, и они должны начать заселяться.

В: О каком бюджете идет речь, когда вы говорите о дальнейшем развитии компании?

О: Запланированные инвестиции на этот год — 270 млн. грн. Никаких изменений касательно вложений у нас нет. На следующий год мы запланировали примерно такие же объемы. Пока я не вижу предпосылок, чтобы эта сумма существенно изменилась. Наш бизнес-план на следующий год находится на стадии окончательной проработки, поэтому я сейчас не назову более конкретную цифру.

В: Повлияет ли каким-то образом временная приостановка развития проекта WiMax вашего партнера — «ММДС-Украина»?

О: Проект WiMax требует инвестиций со стороны группы СКМ, не от нас. Он не входит в телекоммуникационную группу Vega. Сейчас рассматривается план дальнейшего развития WiMax. Если будет принято решение его отложить (речь идет не о годах, а о нескольких месяцах, я на сегодняшний день не знаю точно, какое решение будет принято), то небольшая задержка не должна оказать существенное влияние на бизнес Vega. Мы действительно планировали с «ММДС-Украина» начать предоставлять услуги беспроводного доступа. Но в течение всего 2009 г. запланированная доля совместных подключений составляет менее 3%, так что существенно на наш бизнес и на планы Vega некоторая задержка проекта WiMax не повлияет.

В: Если посмотреть в общем на наш рынок телекоммуникаций, как вы считаете, для каких проектов возможна серьезная угроза кризиса?

О: Я бы сказал, что угроза будет для таких проектов, которые требуют долгосрочных инвестиций, которые будут окупаться в течение четырех-пяти лет. Эти начинания не будут отменены — они, скорее всего, будут отложены на квартал-два. В нашей компании таким проектом является магистральная оптика. Но у нас есть деньги, и мы его откладывать не будем. Кризис не повлияет на те компании, которые имеют достаточно хорошую базу и генерируют достаточные финансовые средства, а вот на те, которые недавно зашли на рынок или хотят зайти, экономический спад может повлиять существенно. Возможно, он может повлиять и на проекты строительства сети третьего поколения, так как такие проекты требуют серьезных инвестиций. Если бы сейчас вдруг произошло чудо и были выданы лицензии на 3G, то, вероятно, модернизация сетей могла бы быть отложена на несколько кварталов.

В: Ожидаете ли вы в ближайшее время поднятия тарифов операторами?

О: Поднимать тарифы во время кризиса — все равно что тушить пожар бензином. Я думаю, что сегодняшний статус-кво необходимо сохранить. Мы не будем во время кризиса повышать тарифы.

В: Когда вы планируете завершить ребрендинг группы компаний Vega?

О: Я думаю, что полная смена декораций и вывесок произойдет к концу первого полугодия 2009 г.

Чуйков Юрий Борисович родился 30 марта 1958 г. в Киеве. В 1981 г. окончил Киевский политехнический институт. В 1996 г. получил диплом МВА по специальности «Генеральный и стратегический менеджмент» в American University (США) и Maastricht School of Management (Нидерланды). С 1992 г. работал на руководящих должностях в ПО «Киевэлектросвязь», UMC, СП «Телесистемы Украины», Golden Telecom GSM, Golden Telecom LLC Ukraine, ООО «Украинские новейшие технологии», ООО «ММДС-Украина». В конце марта назначен главой «Фарлеп-Инвест».

Беседовал Станислав ЮРАСОВ, «Экономические известия»