Эротика на телеэкране: как это было

0
4 283 views

В связи с тем, что борьба за нравственность нашего народа вошла в завершающую – законодательную – фазу, с особым чувством хочется вспомнить о том, как на заре независимости эротика постепенно, но уверенно проникала на наши телеэкраны.

Первой “ласточкой”, нарушившей табу, стала программа “Интим-час”, появившаяся весной 1992 года на тогдашнем седьмом канале. Следует отметить, что для того времени, когда были сняты все запреты и открыты шлюзы для далеко не лучших образцов западной масс-культуры, эта передача была не такой уж и плохой. Заслуживала внимания попытка ведущего разобраться во многочисленных нюансах довольно непростой темы. Для этого в студию приглашались специалисты по вопросам взаимоотношений полов, актрисы первого в Киеве эротического театра, легализировавшиеся представители сексуальных меньшинств. По крайней мере, среди прочего просматривалась, пусть еще и в малой степени, познавательная нагрузка передачи. Многие ее темы практически впервые обсуждались столь открыто. Завершалось все это демонстрацией художественного фильма, причем показывали не откровенную пошлость, а лучшие произведения эротического кино.

Но на удивление быстро передача исчезла из эфира – то ли темы оказались исчерпанными, то ли зритель, по мнению руководства телеканала, пересытился, то ли “наверху” кто-то решил, что наш народ еще не созрел для передач подобного рода. А напрасно. Во-первых, данная передача никоим образом не оказывала отрицательного влияния на нашу нравственность, что признавали в своих письмах и сами телезрители, а во-вторых, появившись задолго до знаменитого ток-шоу “Про это”, “Интим-час” при соответствующем дальнейшем развитии вполне мог бы не уступать ему.

Второй попыткой стала откровенно пошлая передача “Мадемуазель-шоу”, появившаяся через пару лет на одном из киевских коммерческих телеканалов (дело прошлое и настолько неудачное, что не хочется даже называть этот канал, который, к тому же, и сам канул в лету). Попытка соединить идею уже весьма популярного на тот момент “Поля чудес” с банальным стриптизом в студии в присутствии зрителей могла понравиться разве что весьма нетребовательной публике, жаждущей получить зрелище, достойное ночных клубов сомнительной репутации. Участницы передачи, не отгадав букву или слово, должны были расставаться с деталью собственного туалета. И жаль было ведущего этой передачи – известного украинского драматического артиста, вынужденного выступать в столь непривычной для себя роли. Бедняга выглядел абсолютно лишним в компании полураздетых, а то и вовсе обнаженных девиц. Ну а поскольку желающих привселюдно раздеться, пусть даже и за ценные призы, было немного, то в передачу под видом якобы случайно отобранных участниц приходилось приглашать профессионалок этого дела. Так что одни и те же лица (и тела) “конкурсанток” появлялись на телеэкране с периодичностью в 2-3 недели. Желание сделать передачу “покруче”, не особо заботясь о содержании, ее и погубило.

Через три года идея “Мадемуазель-шоу”, правда, несколько видоизмененная (что, впрочем, не изменило ее сути), была реанимирована на одном из российских телеканалов в виде передачи “Империя страсти” с ведущим Николаем Фоменко. Поскольку к тому времени в нашу жизнь уже начало входить кабельное телевидение, то украинские телезрители могли наблюдать сие пошлое действо на экранах своих телевизоров. (А еще говорят, что только наши телевизионщики и шоумены копируют российских). Отличие от украинского аналога состояло только в том, что пару участников составляли представители противоположных полов, и зрители могли только гадать, какой стриптиз они увидят – мужской или женский. Более того, Николай Фоменко начал разъезжать со своей программой по городам и весям, и весной 1999 года ее могли посмотреть киевляне. Реакция зрителей и отзывы прессы, как вы понимаете, были негативными.

Первым же по-настоящему интересным проектом среди телепередач эротического содержания стало ток-шоу “Про это”, появившееся на телеканале НТВ в 1997 году. Отказ от пошлости, умелый подбор интересных тем для обсуждения, затрагивающих многочисленные аспекты взаимоотношения полов, приглашение в студию героев (именно без кавычек) самых различных историй, экспертов, которые тут же комментировали ту или иную ситуацию или проблему, дискуссии среди находящихся в студии зрителей, умелое ведение передачи Еленой Хангой – все это привлекло внимание многочисленных телезрителей “от 18 и до 60”, о чем свидетельствовал довольно высокий рейтинг передачи. Не удивительно, что ток-шоу “Про это” со временем появилось и в эфире отечественного телеканала “Интер”. Сказать, что “Про это” было образцом специализированных программ эротической тематики, – было бы, наверное, преувеличением. Но бесспорно то, что в постсоветском телеэфире это была передача, на которую можно было равняться и к уровню которой следует стремиться. Но передача со временем тоже исчезла из телеэфира, а жаль.

Можно также вспомнить и эпизодически появлявшуюся в ночном эфире ТРК “Эра”, но так и не получившую продолжения, программу “Эродром”. При столь, можно сказать, “пикантном” названии, она тоже пыталась выполнять не только развлекательную, но просветительскую функцию в интимной сфере человеческих отношений. Затем “Новый канал” представил проект “Плейбой по-новому”, однако там все свелось к показу эротических фильмов. И уж откровенной пошлостью, начисто лишенной даже малости эротического искусства, является демонстрируемый сейчас на телеканале СТБ так называемый чемпионат Украины по стриптизу.

В целом же приходится констатировать, что по-настоящему качественной, интересной и заслуживающей внимания постоянной передачи эротической тематики на отечественном телевидении так и не было создано.

А жаль …

Евгений Моренцов