Россияне раскупают мобильные телефоны

Для жителей двух столиц мобильный телефон приобрел имиджевый статус, что заставляет их менять «трубки» по нескольку раз в год. Однако для поддержания устойчивого бизнеса продавцам сотовых телефонов придется начать экспансию в регионы

В конце ноября компания Dixis, одна из крупнейших столичных сетей, специализирующихся на продаже сотовых телефонов, подвела предварительные итоги года. Планируется, что объем продаж Dixis возрастет почти в два раза со 110 млн долларов в 2002 году до более чем 200 млн в нынешнем. Характерно, что удвоения прибыли в этом году ожидает и «Евросеть» – главный конкурент Dixis. В прошлом году оборот компании составил 140 млн долл., а в этом, по прогнозам, он должен увеличиться до 280 млн долл. По мнению независимых экспертов, стремительный рост доходов продавцов сотовых телефонов связан с тем, что им удалось придать «трубкам» имиджевый статус, – в отличие от Западной Европы, в России телефоны меняют не из соображений практичности, а в соответствии с модой. Правда, дальнейшие перспективы «сотовых» ритейлеров зависят от того, насколько успешно они смогут закрепить свои позиции в регионах.

По оценкам компании Dixis, в этом году в России будет продано порядка 14 млн сотовых телефонов, а в 2004 г. этот показатель может возрасти до 22-24 млн «трубок». В настоящий момент большая часть мобильных телефонов реализуется в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, большинство операторов сотовой связи признают, что рынок мобильной связи в двух столицах уже близится к насыщению. По данным консалтинговой компании ACM-Consulting, проникновение сотовой связи в Москве составляет 63%, а в Санкт-Петербурге – 51%. Но, несмотря на то что в двух столицах практически все, кто хотел, стали обладателями сотовых телефонов, ритейлеры, специализирующиеся на продаже «трубок», не отчаиваются. В столице стало модным менять телефоны по нескольку раз в год – по мере поступления новинок. Подобной точки зрения придерживается, например, Андрей Ваганов, руководитель отдела стратегических и маркетинговых исследований аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем». «На частоту смены телефонов сейчас активно влияют сами производители оборудования, которые пытаются ввести моду на дорогие «дизайнерские» телефоны», – сказал он RBC daily. По данным компании Dixis, смена телефонов в Москве происходит с периодичностью в среднем 6-8 месяцев, а в регионах срок службы «трубок» достигает полутора лет. По мнению представителей «Евросети», телефоны в Москве меняют еще чаще – некоторые раз в три месяца.

Как отмечает г-н Ваганов, в ближайшее время поддержать уровень продаж на столичном рынке сотовых телефонов может появление нового сотового оператора Sky Link. «Этот оператор способен отнять у других сотовых компаний пользователей за счет крайне низких тарифов, так как он будет передавать сигнал через IP-телефонию и предлагать сверхбыстрый Интернет, – говорит Андрей Ваганов. – Учитывая, что Sky Link будет работать в принципиально новом для московского рынка стандарте CDMA 2000 в диапазоне частот 450 МГц, потребителям придется менять свои старые телефоны стандарта GSM на новые, таким образом предоставив возможность «сотовым» ритейлерам дополнительно заработать». Правда, как отмечают эксперты, в конечном итоге это лишь предоставит сетям определенную отсрочку. «В ближайшем будущем в Москве будет резко обостряться конкуренция между розничными сетями, торгующими сотовыми телефонами, – сказал RBC daily аналитик крупной российской инвестиционной компании. – Принципиально все они друг от друга не отличаются, поэтому единственная возможность переманить к себе покупателя заключается в выставлении более низких цен, чем у конкурента. Другими словами, сети будут стараться повышать свою эффективность. Сейчас это, правда, иногда достигается не совсем корректными методами. Весной этого года, например, «Евросеть» обвиняли в практике поставки «серых» телефонов, которые ввозились либо без разрешения Минсвязи, либо с различными ухищрениями, или же минуя официальные дилерские каналы, что в конечном итоге позволяло продавать их гораздо дешевле». Параллельно компании, торгующие сотовыми телефонами, будут стараться диверсифицировать свои доходы – во многих сетях сейчас можно застраховать машину или купить подписку на спутниковое телевидение. Как отмечают в Dixis, компания также зарабатывает и на сервисном обслуживании телефонов. «Уникальность формата нашего развития состоит в том, что мы строим свой бизнес на трех платформах: розничная торговля, мелкий опт и сервис», – сообщил в одном из своих выступлений президент группы компаний Dixis Олег Семечкин.

Тем не менее большинство экспертов сходится во мнении, что все свои надежды торговцы сотовыми телефонами возлагают именно на региональный рынок, который сейчас практически не насыщен (проникновение сотовой связи составляет лишь 22%). Как отмечают представители «сотовых» ритейлеров, при выходе в регионы сейчас зачастую даже не требуется проводить специализированную рекламную кампанию – телефоны и так расходятся сотнями штук в день. «Этим летом руководство компании приняло решение о развитии собственной филиальной сети Dixis в регионах России. В настоящее время Dixis располагает тремя собственными филиалами: в Краснодарском крае, Нижнем Новгороде и Воронеже. Региональная экспансия Dixis затронет в первую очередь крупные областные центры России и города-миллионники, в то время как франчайзинговая программа будет развиваться в городах с населением до 1 млн жителей», – утверждают в компании Dixis.

Олег Леонов

Realme и Цитрус презентовали Украине свои новые товары, которые гармонично вольются в семью бренда: телевизоры realme TV, смартфон ХЗ, фитнес-трекер realme Band, модели наушников — Buds Air Neo и Buds Q, смарт часы, портативные батареи.

Смотрите обзор Huawei P40 lite ― старшего братишки Huawei P40 lite E.


-->