Звезда раздора: несовершенство и абсурдность украинского законодательства в сфере корпоративного права

0
659 views

Конфликт акционеров телекоммуникационной компании «Киевстар» показывает несовершенство и абсурдность украинского законодательства в сфере корпоративного права и является предупреждением для иностранных инвесторов

В прошлый вторник из-за неявки представителей российской группы «Альфа» не состоялось собрание акционеров оператора мобильной связи ЗАО «Киевстар GSM». «Альфа» (владеет 43,5% акций оператора) сообщила, что считает созыв собрания незаконным: согласно уставу компании «Киевстар», общее собрание акционеров созывается решением наблюдательного совета (НС) как исполнительного органа, однако, по мнению российской группы, совет в настоящий момент не сформирован. Таким образом, корпоративный конфликт зашел в тупик: для избрания нового состава НС необходимо провести собрание акционеров, которое при отсутствии совета провести невозможно.
«Альфа» опосредованно владеет акциями более десятка операторов связи СНГ

«Киевстар» — первая украинская компания, выпустившая еврооблигации и работающая на телекоммуникационном рынке, который считается одним из наиболее инвестиционно привлекательных. Корпоративный конфликт в ней позволил выявить серьезные недоработки отечественного законодательства, что является предупреждением для всех иностранных инвесторов.

Дружба врозь

Конфликт между акционерами компании «Киевстар» — норвежским оператором связи Telenor (56,5% акций) и российской группой «Альфа» — длится почти два года. Россияне и норвежцы вместе развивали российских операторов связи «Вымпелком» и Golden Telecom, однако поссорились из-за разных взглядов на развитие компании «Вымпелком» в Украине.

Аналитики долго ожидали слияния компаний «Киевстар» и «Вымпелком», в результате чего был бы создан крупнейший в СНГ оператор мобильной связи, входящий в десятку мировых лидеров. Telenor согласился на такое слияние при условии, что ему достанется контрольный пакет объединенной компании (для этого норвежцы должны были выкупить часть акций). Группа «Альфа» как классический портфельный инвестор (вкладывала средства в быстрорастущие активы мобильной связи в расчете на дальнейшее увеличение их стоимости) вроде бы не возражала против этого. Однако в начале 2005 года российская группа решила стать стратегическим инвестором, для чего намеревалась на базе имеющихся у нее активов (пакеты акций в десятке операторов связи в странах СНГ и Турции) сформировать один крупный транснациональный оператор мобильной связи.

Основой для него должен был стать именно «Вымпелком» — один из лидеров на рынках мобильной связи России и Казахстана. В прошлом году он купил у «Альфы» операторов связи в Туркменистане, в январе 2006 года — в Узбекистане, а в июле этого года вышел на рынок Грузии. Но учитывая новую амбициозную стратегию, «Альфа» не могла согласиться на контроль норвежцев в компании «Вымпелком».

Логика развития этого предприятия требовала его присутствия в Украине — наиболее крупном рынке СНГ после российского. Промедлив, российский оператор потерял бы свой шанс, поскольку украинский рынок стремительно приближался к насыщению. Поняв, что слияние с компанией «Киевстар» невозможно, «Альфа» и «Вымпелком» подготовили запасной вариант — покупку аутсайдера украинского рынка, компании «Украинские радиосистемы» (УРС). Telenor безуспешно пытался заблокировать эту сделку, ведь ему не нужна была в Украине конкурентная борьба между собственными активами. Кроме того, норвежцы посчитали стоимость УРС завышенной (231 млн долларов за компанию, обслуживающую 250 тыс. абонентов). По их мнению, приобретение состоялось с нарушениями законодательства — и Telenor оспорил его в суде.

В ответ «Альфа» начала блокировать деятельность компании «Киевстар»: срывала проведение общего собрания акционеров и совета директоров и инициировала в отношении нее несколько судебных процессов.

Равные права

В августе 2005 года компания «Сторм» (входит в группу «Альфа», являясь непосредственным владельцем 43,5% акций «Киевстара») подала иск в Хозяйственный суд Киева с требованием признать недействительными положения устава компании «Киевстар», в соответствии с которым Telenor выдвигает пять членов в наблюдательный совет, а «Сторм» — четырех (то есть пропорционально доле собственности в ЗАО «Киевстар GSM»). Кроме того, истец потребовал отменить положение устава, согласно которому президента компании назначает Telenor. Более года это дело рассматривалось различными судебными инстанциями Украины, пока Верховный суд два месяца назад не поставил в нем точку, поддержав иск россиян. По решению суда, теперь президента компании должно назначать общее собрание акционеров простым большинством голосов (то есть фактически назначать президента по-прежнему будет Telenor, который владеет контрольным пакетом акций «Киевстара»).

Кроме того, суд признал, что формирование наблюдательного совета компании «Киевстар» не соответствует законодательству. Однако что именно в уставе необходимо изменить, чтобы устранить это несоответствие, акционеры однозначно ответить не могут. В беседе с «Экспертом», адвокат компании «Сторм» Михаил Ильяшев сообщил, что в соответствии с украинским законодательством в совет директоров ЗАО «Киевстар GSM» должны входить только два акционера — юридических лица (то есть они оба имеют по одному голосу). Между тем устав компании предусматривает, что в совет входят девять директоров — физических лиц, выдвинутых акционерами. Получается, что у одного из акционеров больше голосов в совете, чем у другого. Таким образом, по словам адвоката, для выполнения решения суда необходимо сформировать наблюдательный совет из двух членов.

«Наблюдательный совет — один из ключевых органов в акционерном обществе. В соответствии с законом он представляет интересы акционеров в период между проведением общих собраний.Совет, сформированный по принципу один акционер — один голос, очевидно, не сможет эффективно представлять акционеров. Ведь в этом случае владелец контрольного пакета акций может остаться в меньшинстве, что явно противоречит простой логике», — недоумевают сотрудники норвежской компании.

Для того чтобы при любых трактовках закона сохранить пять мест в совете директоров, Telenor создал четыре дочерние компании: «Теленор Украина 1», «Теленор Украина 2», «Теленор Украина 3», «Теленор Украина 4». Каждая из этих компаний получила в уставный фонд по одной акции ЗАО «Киевстар». Telenor порекомендовал «Альфе» проделать аналогичную процедуру, чтобы сохранить в наблюдательном совете четыре представителя. «В учредительном договоре записано, что нам принадлежит пять мест в совете директоров, а нашим партнерам — четыре. Мы намерены выполнять этот договор. Даже в том случае, если будет решено, что всех членов НС назначает общее собрание акционеров, где у нас большинство голосов, мы намерены оставить четыре места для ”Альфы”», — говорит вице-президент Telenor Ян Эдвард Тигесен.
Зависимость от российской группы компаний «Альфа» четырех украинских операторов мобильной связи из пяти существующих угрожает развитию отечественного рынка

Неделю назад «Альфа» предложила сформировать совет директоров следующим образом: по три представителя от акционеров и еще три независимых директора. Telenor отклонил это предложение, поскольку оно противоречит решению суда, в котором записано, что членами НС могут быть исключительно акционеры.

Дальнейшее развитие событий покажет, придется ли другим украинским компаниям дробить свои активы на множество мелких кусочков, чтобы сохранить места в НС. В Украине нет прецедентного права, но не секрет, что суды районного или областного уровня принимают свои решения с оглядкой на Верховный суд. «Решение, вынесенное Верховным судом Украины, может поставить под сомнение один из основных принципов права собственности — право мажоритарного акционера компании на большинство мест в наблюдательном совете компании. Если решение останется в силе, оно станет тревожным сигналом для многих инвесторов в Украине и негативно скажется на деловом климате страны», — подчеркнул Тигесен.

Тупик

Своим решением Верховный суд также обязал «Киевстар» и Telenor провести собрание акционеров для того, чтобы изменить устав компании и избрать наблюдательный совет. Это собрание не состоялось. И неизвестно, состоится ли оно вообще когда-нибудь.

В начале декабря «Альфа» предложила норвежцам провести обмен: российская группа отдает свою долю в ЗАО «Киевстар» в обмен на долю норвежцев в компании «Вымпелком». Гендиректор Altimo (подразделение группы «Альфа», консолидирующее телекоммуникационные активы) Алексей Резникович утверждает, что их сторона согласна и с противоположным вариантом: норвежцам отдают «Вымпелком» при условии получения «Альфой» полного контроля над оператором «Киевстар».

«Если “Альфа” настроена серьезно, то Telenor готов вести переговоры», — говорит глава Telenor в России Шелль Мортен Йонсен, однако добавляет, что о серьезности и обоснованности заявлений российской группы судить сложно.

Для Украины самое лучшее решение представляет вариант, при котором Telenor получает стопроцентную долю в компании «Киевстар», а «Альфа» — контрольный пакет в предприятии «Вымпелком». В этом случае российская группа на базе своих активов в Украине (УРС, «Астелит» и Golden Telecom) сможет сформировать оператора, который на равных боролся бы за лидерство с ведущими компаниями — «Киевстар» и UMC. В последнее время к такому решению склоняется и «Альфа». Вопрос лишь в том, в какой пропорции менять акции. Стороны конфликта стараются выторговать себе наиболее выгодные условия. В ход идут судебные процессы, взаимные упреки и громкие заявления.

Руководитель Telenor в Украине Тронд Мо утверждает, что затянувшийся конфликт не вредит компании «Киевстар»: она реализует долгосрочную стратегию, одобренную акционерами еще до конфликта, и у нее достаточно средств для того, чтобы продолжать их вкладывать в свое развитие. Он полагает, что «Киевстар» даже сможет на собственные средства внедрить связь третьего поколения (3G), если компания получит такую лицензию. Одну лицензию на 3G в Украине уже получил государственный оператор электросвязи «Укртелеком». Еще три разрешения могут быть выданы в следующем году.

По оценке аналитиков, сумма инвестиций в развертывание сети третьего поколения в условиях Украины составляет полмиллиарда долларов, и компании «Киевстар» все-таки понадобятся внешние заимствования, в противном случае она уступит конкурентам, которые не испытывают сложностей в привлечении инвестиций.

В трудной ситуации находится и УРС, ведь Telenor блокирует все решения, связанные с развитием компании «Вымпелком» в Украине. Кроме противостояния с Telenor, «Альфа» участвует в корпоративных войнах с другими операторами связи. И эти конфликты также могут аукнутьсяв Украине. Например, противостояние «Альфы» со скандинавским оператором TeliaSonera за контроль над турецким оператором связи Turkcell угрожает развитию компании «Астелит» (торговая марка Life), контрольный пакет акций которой принадлежит турецкой компании. Зависимость от группы «Альфа» четырех украинских операторов мобильной связи из пяти существующих угрожает развитию отечественного рынка. Пример такого негативного влияния — украинская дочка Golden Telecom. Четыре года назад эта компания отказалась от развития в Украине мобильной связи, поскольку основные акционеры — «Альфа» и Telenor — не захотели создавать конкурента своему основному активу, ЗАО «Киевстар».

Корпоративный конфликт в компании «Киевстар» позволил выявить множество недоработок в украинском законодательстве. Украине необходимо как можно скорее усовершенствовать законодательство в сфере корпоративного права (этот конфликт легко мог бы быть улажен, если бы нормы закона предусматривали проведение собрания акционеров с кворумом 50% + 1 акция, однако такая норма вызвала бы другие корпоративные конфликты). Существующие законодательные нормы мешают работать не только компании Telenor и другим иностранным инвесторам (они найдут возможность минимизировать негативное влияние), но и в первую очередь препятствуют развитию украинского бизнеса.

Авторы: Максим Благонравин, Герман Богапов

Эксперт-Украина