По мнению аналитиков iKS-Consulting, лидерство «Киевстара» объясняется тем, что оператор показал лучшую динамику роста абонентской базы. На 31 августа 2006 года «Киевстар» обслуживал 17,217 млн абонентов, а UMC — 15,933 млн. Тем не менее аналитики подчеркивают, что у UMC более качественная абонентская база — около 40% дохода ей приносят контрактные абоненты, «Киевстара» — только 25% активных абонентов. На контрактников в общем объеме абонбазы UMC приходится 9% в количественном выражении, а у «Киевстара» — 7%. Ежемесячно один контрактный абонент, по оценкам iKS-Consulting, приносит UMC в среднем $35,6, «Киевстару» — $28,7.
Несмотря на впечатляющие показатели абонбаз «старожилов» рынка, наибольшую активность в привлечении новых абонентов проявили операторы так называемого второго эшелона. Только за август абонентская база «Украинских радиосистем» (УРС) увеличилась на 15,2% — до 785 тыс. пользователей, «Астелита» — на 9,3% — до 4,7 млн пользователей.
Темпы роста абонентских баз операторов дают основания для прогнозов о скором насыщении рынка. Через месяц-два, утверждают эксперты, 100%-ный рубеж проникновения мобильной связи будет преодолен без особых усилий. Это заставляет операторов пересматривать свои стратегии. «Киевстар» и UMC ощущают реальное давление со стороны УРС и «Астелита», — говорит эксперт компании Мillenium Capital Алексей Руденко.
В борьбе за прирост абонбаз операторы применяют наиболее эффективные — ценовые методы конкуренции. Так, у лидеров рынка по сравнению с началом года тарифы снизились практически вдвое. В январе минимальная стоимость услуг связи для абонентов предоплаченных сервисов от UMC составляла 0,95 грн/мин, а с 1 сентября исходящая минута в любом направлении в одном из пакетов стоит 0,50 грн. У «Киевстара» в припейд-сегменте приблизительно такая же картина, в начале года минута исходящего звонка в любом направлении обходилась в 1,2 грн, а со средины лета — 0,65 грн.
УРС и «Астелит» в своих осенних предложениях сделали ставку на внутрисетевые тарифы. «Астелит» предложил контрактным абонентам и пользователям предоплаченных сервисов общаться за 0,00грн/мин, УРС — за 0,01 грн/мин, и в обоих случаях плата за соединение отсутствует. Поскольку «молодые» операторы больше ориентируются на активную молодежь, в первую очередь — на студентов, «Киевстар» и UMC тоже снизили стоимость внутрисетевых разговоров в своих виртуальных сетях, ориентированных на молодежь. Абоненты DJUICE теперь могут говорить внутри своей сети по 0,22 грн/мин, пользователи Jeans — по 0,20 грн/мин. Хотя эксперт консалтинговой компании Netton CG Роман Химич утверждает, что себестоимость звонков в сетях составляет сейчас не более 1 цента. «На мой взгляд, доминирующие мобильные операторы тщательно избегают ситуации, когда придется снижать тарифы, пытаясь за счет рекламных и PR-акций апеллировать к эмоциям потребителей и укреплять их лояльность», — добавляет г-н Химич.
В обозримом будущем эксперты прогнозируют еще незначительное снижение цен на мобильную связь — максимум на 10%. Это поясняется тем, что до сих пор не изменены условия взаиморасчетов между операторами связи за услуги терминации звонка. Условия данных взаиморасчетов операторы не разглашают, но специалисты рынка утверждают, что за исходящую минуту принимающему оператору отчисляется 0,40–0,50 грн.
По мнению экспертов, в преддверии новогодних праздников мобильщики презентуют различные бонусные программы, основной целью которых будет поощрение длительных разговоров. Благодаря чему, по словам замдиректора Института информационного общества Ярослава Павловского, операторам удастся сохранить свои доходы на прежнем уровне еще на протяжении двух-трех лет, до внедрения сетей третьего поколения связи.
Фото: АP
(с) Тамара Дементьева