В погоне за абонбазой провайдер «Фринет» нарушил как элементарные правила этики, так и законодательство Украины.
Когда на кону стоит увеличение абонбазы и лидерство на рынке, операторы способны на многое. Особенно новые игроки, не очень знакомые с рыночной этикой и законодательной базой Украины.
Так, несколько лет назад на украинском рынке появился новый провайдер – компания «Фринет» (ТМ «O3»). Компания рассчитывала уже в 2010 г. войти в пятерку лидеров по предоставлению услуг широкополосного доступа в Интернет. Так, в первом полугодии оператор собирался подключить к сети около 1 тыс. домов (или 100 тыс. домохозяйств), используя решение FTTB («оптика к дому»). Во втором полугодии — еще столько же.
Но, как известно, конкуренция на этом рынке в Киеве очень сильная. И в домах, к которым «Фринет» протянул провода, уже давно работают другие провайдеры. Переманить «занятых» абонентов «Фринет» мог бы либо более удобными тарифами, либо большим спектром услуг. Но! Оператор решил пойти более жестким путем и организовать незатейливую акцию «Весняний настрій».
На первый взгляд – ничего сверхъестественного: оператор предлагает три акционных безлимитных тарифа на Интернет. Первый – за 78 грн./месяц со скоростью доступа 1,5 Мбит/с. Второй – на более высокой скорости в 6 Мбит/с. по цене 99 грн./месяц. И третье предложение – безлимит на скорости 10Мбит/с + бесплатный доступ к сетевым ресурсам оператора (для просмотра IPTV). По крайней мере, такая информация содержится на рекламных флаерах, которые распространяются оператором.
Помимо описания акционных тарифов, на этих же флаерах можно найти и хитромудрый маркетинговый ход. Под словом «АКЦИЯ» в белом облачке написано: «1 місяць безкоштовно! При переході від інших операторів».
Ситуация очень напоминает историю четырехлетней давности, когда мобильный оператор «Астелит» (ТМ life:) затеял акцию «Принеси! Получи!». По условиям акции, каждый желающий мог принести SIM-карту своего мобильного оператора и обменять её на стартовый пакет life:).
В итоге life:) не только получил прибавление к абонбазе, но и попутно вызвал возмущение других участников рынка и повышенное внимание Антимонопольного комитета. Ведь призыв отказаться от услуг одной компании в пользу другой вполне может расцениваться как нарушение конкурентного законодательства.
Теперь история повторяется. Только на другом рынке и с другой компанией.
Но абонентов операторская этика мало волнует. Для конечного потребителя важно, чтобы оператор, в первую очередь, исполнял обещания. Но это не о «Фринете». Оператор, видимо, не знает, что в Украине предусмотрена ответственность за распространение информации, которая вводит потребителя в заблуждение.
Отказавшись от услуг своего провайдера в пользу «Фринета», абоненты вдруг узнают, что обещанного месяца бесплатного Интернета не видать, как своих ушей. А все почему: оказывается, провайдер в понимании абонента – это совсем не тот провайдер, о котором говорят в «Фринете». И «Воля», и «Укртелеком» – не провайдеры.
По указанному на листовке телефону сообщили, что в рекламе речь шла о переходе от одного Ethernet-оператора к другому, то есть к «Фринету».
На вопрос, почему на флаере ничего об Ethernet не сказано, сотрудница «Фринета» ответила: «Как? Там везде написано».
Может, тогда покажете, где?
© Егор Шахматов, «proIT»