Спам в Рунете разложили по полочкам

24 сентября в Московском доме Общественных Организаций началась Первая национальная конференция “Проблема спама и ее решения”. Ее организатор – Национальная коалиция против спама, о начале деятельности которой уже писал CNews.ru – это почтовые сервисы Rambler и Mail.ru, телеком-провайдер Golden Telecom, сервер легальных рассылок Subscribe.ru, производители технологий и антиспамерского ПО “Ашманов и партнеры” и “Лаборатория Касперского”, а также российский офис корпорации Microsoft. Чтобы бороться со спамом как явлением антиобщественным и представляющим угрозу для нормального ведения бизнеса, российские “антиспамеры” со всей серьезностью подошли ко всестороннему его анализу: врага нужно знать в лицо, утверждают они.

Итак, спам, по определению Михаила Якушева из Microsoft и Виктора Наумова из Ernst & Young (CIS), – это массовая рассылка (до нескольких десятков миллионов адресов), как правило, с использованием интернета (по электронной почте или с помощью служб обмена мгновенными сообщениями) не запрошенной адресатами информации коммерческого или иного (политического, “для взрослых”) характера со следующими особенностями:

нет предварительного согласия на получение сообщения;

нет возможности не получать такие сообщения в будущем;

используются специальные средства рассылок и/или подделки адресов при осуществлении спама (так называемые “мейл-бомберы”, ПО для подделки заголовков и т.п.);

подобная рассылка не соответствует национальному законодательству.

В общем, основные особенности спама – это низкая стоимость рассылки (как отметил Иван Засурский, заместитель гендиректора Rambler, это “самый дешевый, хотя и наименее “точный” вид рекламы”) и возможность использования анонимности, то есть безнаказанность. Небезызвестный “Центр американского английского” – пожалуй, один из самых назойливых спамеров Рунета, – тратит на рассылки своей рекламы около $5 тыс. в месяц, отметил г-н Засурский. По словам Игоря Ашманова из компании “Ашманов и Партнеры”, спам – очень эффективный вид рекламы, хоть он и неэтичен и опасен для репутации рекламодателя, а во многих странах – незаконен.

Вред спама очевиден – Михаил Якушев описал его как “использование чужих – компьютерных, сетевых, материальных, трудовых – ресурсов, ненадлежащая/недобросовестная реклама, нарушение неприкосновенности частной жизни, моральный ущерб, блокирование получения нужной информации, распространение вредоносных программ и информации антиобщественного характера”. Антиобщественность спама, по мнению г-на Якушева, заключается, в первую очередь, в его противоправности: нарушении правил ведения предпринимательской (рекламной) деятельности, дискредитации добросовестных предпринимателей. Несанкционированные рекламные сообщения – это и уклонение от уплаты налогов (в том числе, на рекламу), развитие “серой”, “теневой” экономики, финансирование противоправной деятельности, нарушение правил распространения информации (в том числе, массовой информации, предвыборной агитации и т.п.).

Все участники конференции говорили об огромных совокупных потерях (материальных, временных, трудовых), которые приносит спам государству и обществу, дезориентируя, по словам Михаила Якушева, “добросовестных пользователей современных информационных технологий”. Как отметил Иван Засурский, “получение спама ложится на всех пользователей Рунета ярмом невидимого налога, превышающего, по оценкам Rambler, $200 млн. в год”, в то время как весь рынок баннерной рекламы не превышает $10-15 млн. в год.

В целом сегодня в России спам вышел на “общемировые” показатели и составляет, по оценкам провайдеров, больше 25%, а по оценке интернет-компаний – порядка 50% общего трафика электронной почты, подчеркнул г-н Засурский. Потери же рабочего времени пользователей, по его словам, не поддаются измерению. Учитывая, что, по некоторым оценкам, на просмотр и стирание спама уходит до 12 минут рабочего времени сотрудника в день, в год на это уходит до 40 часов, или стандартная рабочая неделя.

Как рассказал Иван Засурский, можно оценить, сколько времени (то есть денег) уходит на скачивание спама у интернет-пользователей. По мнению московских провайдеров, средний абонент тратит на спам порядка $1 в месяц, то есть $12, или 360 руб., в год. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный “налог на спам” порядка $120 млн., или 3 млрд. 600 млн. руб. Это в шесть раз больше, чем было выделено в 2002 году на программу “Электронная Россия”. Однако лишь на первый взгляд кажется, что в этой ситуации страдают только пользователи, а провайдеры выигрывают, зарабатывая лишние деньги; на самом деле, как подчеркнул заместитель гендиректора Rambler, для провайдеров спам – тоже головная боль, потому что он создает дополнительные нагрузки в Сети. По оценкам специалистов почтовой службы Rambler, хранение забитых спамом ящиков занимает порядка терабайта дискового пространства. В целом по индустрии объем засоренного нежелательными рассылками пространства оценивается в несколько терабайтов, что сопоставимо с общим объемом русскоязычных интернет-ресурсов. Кроме того, интернет-компании постоянно вынуждены нести расходы на разработку и усовершенствование систем по борьбе со спамом. По самым скромным оценкам, доход спамерских компаний может составлять до нескольких миллионов долларов в год, однако эта сумма несопоставима с тем ущербом, который эта небольшая, но сверхприбыльная отрасль наносит обществу и экономике.

Как подчеркнул Игорь Ашманов, по оценкам компании “Ашманов и Партнеры”, всего в Рунете рассылается 25-30 млн. спамерских сообщений в день, и это число быстро растет. По самым скромным оценкам, объем спамерского бизнеса в России составляет ?100-150 тыс. в месяц, или примерно ?1-2 млн. в год. То есть, объем этого бизнеса сравним с объемом рекламного рынка в Рунете (который в 2002 году оценивался в ?5-7 млн.).

“Спам – это тот случай, когда реклама становится вредной”, – подчеркнул Иван Засурский. По его словам, спам представляет собой классический случай экономической проблемы, конфликта интересов, и до тех пор, пока несанкционированное распространение листовок и спама не станет наказуемым, искушение воспользоваться такого рода рекламой будет для малого и среднего бизнеса слишком сильным. По мнению г-на Засурского, “необходимо, чтобы произошла некоторая эволюция бизнеса”, чтобы использовалась более цивилизованная практика привлечения клиентов. Для почтовой службы Rambler спам означает “недополученные возможности и упущенные конкурентные преимущества” – объем почтовых ящиков можно было бы увеличить до 25 МБ вместо 15 МБ.

Борьбу со спамерами планируют вести по четырем направлениям: это просветительская деятельность (донести до общественного сознания весь вред спама и необходимость бороться с ним), организационная деятельность (противодействие спаму на всех уровнях – от конечного пользователя до операторов услуг и провайдеров, рекламодателей и государства), применение технологических мер (использование программных средств фильтрации, “черных списков” и т.п.) и внесение соответствующих поправок и дополнений в существующее законодательство. Безусловно, для того, чтобы все эти меры принимались и были эффективными, требуется взаимодействие разных субъектов и активная позиция всех участников, подчеркнул г-н Якушев. С ним согласен и Игорь Ашманов: по его словам, основные игроки Рунета должны сотрудничать технически (это выработка совместных механизмов фильтрации, обмен данными, установка общих систем сбора сигнатур), создавать общее информационное пространство, создавать спаму законные альтернативы: принять стандарты “легальных” рассылок.

Директор по развитию бизнеса национальной почтовой службы Mail.ru Татьяна Желонкина назвала спам прямой угрозой бизнесу своей компании, подчеркнув, однако, что у Mail.ru есть серьезные возможности для борьбы с ним, и эта борьба будет расширяться, в том числе, и за счет просветительской роли. Кроме того, в результате внедрения программы “Антиспам” этим летом количество приходящего к пользователю спама на Mail.ru уменьшилось примерно в 7-8 раз, из чего, по оценкам специалистов компании, можно предположить, что продуктивность спамерского бизнеса в России упала, минимум, в 1,5-2 раза.

По словам г-на Якушева, немаловажное значение имеет и использование международного опыта борьбы со спамом – российское законодательство необходимо гармонизировать с зарубежным, заключив договора и соглашения о том, как реагировать на трансграничный спам.

Все основные игроки Рунета подчеркивают необходимость законодательно бороться со спамом. Это касается, в первую очередь, законодательства о рекламе – запрета на рассылку рекламных сообщений путем спама, а также кодекса об административных правонарушениях, подразумевающего административную ответственность за подобные действия. Изменения и дополнения, по мнению специалистов, должны быть внесены и в законодательство о связи (речь идет о правилах оказания услуг телематических служб, связанных с пересылкой электронной почты), в уголовно-правовые нормы, связанные с деятельностью спамеров. Что касается процессуального законодательства, то здесь встает вопрос о допустимости доказательств применительно к почтовым рассылкам и уточнения процессуальных особенностей рассмотрения дел, связанных с использованием информационных технологий. Уточняющих корректировок требуют и вопросы правового статуса информации и правовых условий для ее распространения, законодательство о массовой информации, о почтовой связи и налоговый кодекс.

По оценкам компании “Ашманов и Партнеры”, на принятие соответствующих законов уйдет, как минимум, полгода, на применение законов – еще год, на создание легальных альтернатив спаму – 1-2 года, а пропаганда неэтичности спама займет 2-3 года.

Пока же у российских спамеров перспективы довольно радужные. По словам Игоря Ашманова, в ближайшие два года объем спама, как минимум, удвоится. По оценкам компании, в России рассылается примерно 15-30 млн. спамерских сообщений в день, и это самая консервативная оценка (для сравнения – в мире этот показатель достигает 5-10 млрд. нежелательных писем в день). Пик спама в Рунете “Ашманов и Партнеры” прогнозируют на 2004 год, далее же должно произойти снижение его доли – за счет повсеместной установки фильтров и законодательной борьбы.

Лидерами новых разработок в мобильной связи являются Huawei, Qualcomm и Oppo, а POCO отделился от Xiaomi и представил в Украине POCO M3 на Snapdragon 662.

Что делать, если пульт от телевизора не работает.

-->