Сложная экономическая и политическая ситуация в мире сказывается на состоянии дел в секторе digital-маркетинга. Казалось бы, арбитраж трафика в 2022-2023 годах ждут тяжелые времена, но это направление традиционно достойно справляется с вызовами, подчеркивает бизнесмен Егор Левченко (Буркин). Так, наряду с различными потрясениями (скачками курсов валют, инфляционными процессами, глобальным снижением платежеспособности), многие арбитражные компании укрупняются, выходят на новый уровень развития, все увереннее чувствуют себя в конкурентной борьбе за кадры с аутсорсинговым IT-бизнесом.
Чтобы стало понятно о главных трендах, касающихся арбитражников, эффективных каналах трафика и перспективных направлениях работы (так называемых вертикалях), мы поговорим о них подробно с экспертом этой сферы Егором Левченко.
Краткий ликбез по арбитражу
Вкратце напомним, что арбитраж трафика — это работа по привлечению лидов (пользователей с контактными данными) с последующей их перепродажей онлайн-бизнесу. Зарабатывают частные специалисты и профильные компании на разнице в цене покупки (привлечения) и продаже трафика. Для арбитражников тренды и тенденции традиционно делятся на 3 большие группы, а именно, связанные с:
- так называемой «внутренней кухней» и подходами к работе;
- наиболее успешными и перспективными каналами привлечения трафика (ходовыми инструментами онлайн-рекламы);
- нишами, где лидогенерация может приносить прибыль (общие направления на сленге арбитражников называют «вертикалями», отмечает Егор Буркин).
Каждую из этих трендовых групп стоит рассмотреть подробнее.
Левченко: в последние годы арбитраж становится больше и укрупняется
Времена, когда в лидогенерации задавал тон спам и различные «черные» методы онлайн-продвижения, постепенно уходят в прошлое. В последние 3 года четко видна тенденция на обеление отрасли арбитражного трафика, подчеркивает Егор Левченко. Это касается и методов лидогенерации, и вертикалей (бизнесов, для которых «льют» трафик). Традиционно чуть раньше этот тренд проявился в странах Западной Европы и в США, а в последние два года, очень актуален и для Украины.
В целом тенденция на обеление вполне логичная. Это в начале «нулевых» спамить было проще и выгоднее, и за это никто никого не судил строго, сейчас же постоянная работа на преодоление и поиски лазеек (а иначе черный и серый арбитраж уже не функционирует) — это утомительно, сложно и чаще всего нецелесообразно. Отчасти это связано и с возросшими требованиями к трафику, соответственно, арбитражному бизнесу опираться на долгоиграющие стратегии, а не гоняться за однократными заработками. Белые рекламные кампании по лидогенерации могут эффективно работать годами, требовать лишь точечной оптимизации и стабильно обеспечивать прибыль бизнесу и арбитражникам.
Кстати, как отмечают эксперты, по пути «обеления» идут и многие партнерские программы. Они расширяют сферу деятельности, перепрофилируются на белые (легальные) направления, включая потребительские товары, финансовые услуги, криптовалюты и т.д.
Вторая тенденция «внутренней кухни» компаний по закупке трафика — это укрупнение. Когда-то арбитражем занимались прежде всего отдельные специалисты (веб-мастера). Сегодня частники все еще есть и они достойны уважения на суд коллег, но тренд на рост и переформатирование рынка нельзя не учитывать. Для успеха в 2023 году необходимо ежедневно запускать сотни рекламных кампаний, в идеале иметь действительно внушительные бюджеты, быстро отключать то, что не работает, пробовать новые инструменты. Тут нужна или максимальная автоматизация уровня “барон”, или целая команда уровня “пром-завод”, а лучше — и то, и другое, рекомендует Егор Буркин.
Для успеха дела арбитражному бизнесу сегодня необходимы довольно большие команды с несколькими медиабайерами, менеджерами, фармерами (специалистами, которые создают аккаунты в соцсетях и на других площадках, пригодных для рекламы), дизайнерами, креативщиками, маркетологами и т.д. Нередко мелкие фирмы сливаются в более крупные конгломераты. В результате частным арбитражным специалистам уже сложно конкурировать с этими структурами. Поэтому и карьерный путь в этой нише выглядит так: начинающий осваивает азы профессии, прокачивает навыки и идет в команду.
В крупных арбитражных компаниях внутренняя рабочая структура ничем не отличается от IT-разработки, утверждает Егор Левченко. Есть деление на проекты, есть джуны, мидлы и тимлиды, есть активная работа HR-отдела, собственные образовательные инициативы для формирования кадрового резерва и т.д.
Ниши для лидогенерации: традиционные офферы и свежие направления
В 2023 году среди ниш, с которыми целесообразно работать арбитражникам, привычно выделяются две группы — классические (они же «вечнозеленые») и молодые (перспективные и активно растущие прямо сейчас).
Классические вертикали — это те направления онлайн-бизнеса, которые приносят арбитражным компаниям стабильный доход, уже хорошо изучены (подходы, целевая аудитория, подходящие рекламные инструменты и т.д.), поэтому и не теряют актуальности для специалистов. К этим вертикалям относится любой товарный бизнес, гемблинг (букмекеры и онлайн-казино), дейтинг (сайты знакомств) и нутрициология (услуги и товары в сфере здорового образа жизни, похудения, фитнеса и красоты). С этими направлениями многие арбитражники работают уже больше 10 лет. Тут имеется много предложений от покупателей трафика, хватает удачных кейсов запуска кампаний по лидогенерации, а главное — специалисты привычно имеют хорошие заработки.
Как отмечает Левченко, все «вечнозеленые» вертикали остаются актуальными в 2023 году для арбитражного бизнеса. Но следует учитывать, что почти все они конкурентные, а значит имеется тенденция на рост рекламных бюджетов (для лидогенерации) и дополнительные барьеры для входа новичков.
Интересно, что даже еще недавно серое или черное направление гемблинга постепенно обеляется. Во-первых, в Украине в 2021 году началась постепенная легализация казино. Во-вторых, в этой нише можно работать через посредников в виде сервисов прогнозов и киберспортивные площадки, часть из которых является лицензированными средствами массовой информации.
К свежим и перспективным нишам относится рынок финансов и страхования, различные информационные продукты и выдача кредитов на суд общественности, криптовалюты, а также различные бизнесы, которые используют модель подписок. Отдельного упоминания заслуживают две последние вертикали.
Новый виток интереса к криптовалютам отличается от того, что было в 2020 году. Тогда причина популярности была связана со скачком цены биткоина. Сейчас на фоне экономической нестабильности и валютных колебаний криптовалюты рассматриваются как средство сохранения сбережений, считает Егор Левченко. Кроме того в пользу этого направления говорят постепенные послабления запретов на рекламу, тот же Facebook снял ряд ранее действующих ограничений, что расширяет возможности привлечения трафика для арбитражников. А еще с криптовалютами прямо связаны самые разные подниши — курсы обучения торгам, площадки обмена и многое другое.
Бизнес-модель подписок отлично себя чувствует не только на Западе, но и у нас. Всему виной пандемия и рост спроса на онлайн-сервисы (игровые, софтовые, киношные, музыкальные и т.д.). Кроме того по подписке активно продаются курсы (от образования до похудения). Лидогенерация в в этой вертикали примечательна тем, что приведенный покупатель монетизируется не разово, а при каждом продлении подписки. А это выгодно и бизнесу, и арбитражным компаниям. Плюс это исключительно белое направление с огромным выбором инструментов для продвижения.
ТикТок и мессенджеры набирают обороты
Источники трафика, то есть инструменты, которые используются арбитражниками для его привлечения, в последние годы подвержены даже большим потрясениям, чем ниши (вертикали). У Facebook и Instagram меняются подходы к работе, имеют место блокировки, типичны капризы с модерацией и т.д. В целом хоть эти соцсети и остаются в числе лидеров по источникам трафика, их можно отнести скорее к антитрендам 2023 года.
А вот ключевая положительная тенденция сегодня — это перспективность ТикТока и мессенджеров. Эти каналы привлечения трафика действительно переживают бурный рост в сфере арбитража, подчеркивает Егор Левченко. Вместе с тем относительно новые платформы еще не так хорошо изучены. Кажется, что модерация в том же TikTok кажется достаточно мягкой в сравнении с детищами Meta, но если соцсеть что-то запрещает, то делает это масштабно, а не точечно.
Также очень интересно для арбитража трафика выглядит активная работа с Телеграмом. Тут почти нет ограничений по нишам в связи с очень мягкой модерацией. Радует специалистов и то, что во многих популярных мессенджерах появляются встроенные сервисы оплаты и интернет-магазины, а значит эти сервисы станут еще более коммерчески привлекательными.
В качестве вывода стоит отметить еще один тренд, а именно ставку на зарубежные рынки в 2023 году. Все больше компаний активно работают с Европой, Северной и Южной Америкой, а также азиатскими странами. Богатые регионы, где за трафик платит условный шейх из дубаев или барон из сингапура – радуют высокими ставками, а условная Индия и другая Азия — низкой конкуренцией и большими объемами трафика. Да, как отмечает, Егор Буркин, делать дела на внутреннем рынке проще, «правила игры» и целевую аудиторию долго изучать не нужно. Но те, кто не пошел по пути наименьшего сопротивления, изучает новые рынки и менталитет пользователей, имеет более высокие перспективы в арбитраже.