Ученые обнаружили далекую экзопланету Земной группы

Что касается внесолнечных планет, то GJ 367 b – легковес. Обладая вдвое меньшей массой Земли, недавно открытая планета является одной из самых легких среди почти 5000 известных сегодня экзопланет. Внесолнечной планете требуется около восьми часов, чтобы облететь свою родительскую звезду.

Ученые обнаружили экзопланету Земной группы

Далекий “Марс”

GJ 367 b имеет диаметр чуть более 9000 километров и немного больше Марса. Планетная система расположена примерно в 31 световом году от Земли и, таким образом, идеально подходит для дальнейших исследований.

Открытие демонстрирует, что можно точно определить свойства даже самых маленьких и наименее массивных экзопланет. Такие исследования дают ключ к пониманию того, как планеты земной группы формируются и развиваются.

Международная группа из 78 исследователей во главе с Кристиной В. Ф. Лам и Сцилардом Чизмадиа из Немецкого аэрокосмического центра (Deutsches Zentrum für Luft- und Ruamfahrt; DLR) Института планетных исследований сообщает о результатах своих исследований в научном журнале Science.

Обладая периодом обращения всего лишь одной трети земных суток, GJ 367 b является быстро движущимся объектом.

«Судя по точному определению ее радиуса и массы, GJ 367b классифицируется как скалистая планета, – сообщает Кристина Лам. – Похоже, она имеет сходство с Меркурием. Это помещает ее среди планет Земной группы (размером с Землю) и выводит исследования на один шаг вперед в поисках «второй Земли»».

Возможны более точные трекеры экзопланет

Спустя четверть века после первого открытия внесолнечной планеты акцент сместился на более точную характеристику этих планет в дополнение к новым открытиям. В настоящее время возможно построить гораздо более точный профиль для большинства известных экзопланет.

Многие экзопланеты были открыты с использованием метода транзита – измерения мельчайших различий в излучаемом свете или видимой величине звезды, когда планета проходит перед ней (относительно наблюдателя). GJ 367 b также была обнаружена этим методом с помощью спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS).

Ученые обнаружили далекую экзопланету Земной группы

Происхождение маленьких быстро движущихся планет до сих пор неизвестно

GJ 367 b принадлежит к группе экзопланет со сверхкоротким периодом (USP), которые обращаются вокруг своей звезды менее чем за 24 часа.

«Мы уже знаем о некоторых из них, но их происхождение в настоящее время неизвестно, – говорит Кристина Лам. – Измеряя точные фундаментальные свойства планеты USP, мы можем получить представление об истории формирования и эволюции системы».

После открытия этой планеты с помощью TESS и метода транзита спектр ее звезды был изучен с Земли с использованием метода лучевых скоростей. Масса определялась с помощью инструмента HARPS на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории.

С помощью тщательного изучения и сочетания различных методов оценки были точно определены радиус и масса планеты: ее радиус составляет 72 процента радиуса Земли, а масса – 55 процентов массы Земли.

Высочайшая точность по радиусу и массе

Определив ее радиус и массу с точностью 7 и 14 процентов соответственно, исследователи также смогли сделать выводы о внутренней структуре экзопланеты. Это каменистая планета с небольшой массой, но более плотная, чем Земля.

«Высокая плотность указывает на то, что на планете преобладает железное ядро, – объясняет Сцилард Чизмадиа. – Эти свойства аналогичны свойствам Меркурия, с его непропорционально большим железным и никелевым ядром, которое отличает его от других планет в Солнечной системе».

Однако близость планеты к своей звезде означает, что она подвергается чрезвычайно высокому уровню излучения, более чем в 500 раз более сильному, чем то, что испытывает Земля. Температура поверхности может достигать 1500 градусов по Цельсию – температуры, при которой все горные породы и металлы будут плавиться.

Родительская звезда – красный карлик

Родительская звезда этой недавно открытой экзопланеты, красный карлик под названием GJ 367, составляет лишь половину размера Солнца. Это было полезно для его открытия, поскольку транзитный сигнал орбитальной планеты особенно важен.

Красные карлики не только меньше, но и холоднее Солнца. Это упрощает поиск и описание связанных с ними планет. Они являются одними из самых распространенных звездных объектов в нашем космическом районе и поэтому являются подходящими целями для исследования экзопланет.

По оценкам исследователей, эти красные карлики, также известные как «звезды класса M», вращаются вокруг двух-трех планет.

Странная экзопланета открывает тайну 9-й планеты Солнечной системы