Agile – смена философии бизнеса

0
158 views
Agile

В эпоху стремительного развития технологий бизнес должен быстро адаптироваться к изменениям и обладать способностью мгновенно реагировать на новые требования рынка. Именно развитие технологий в значительной степени определяет тенденции, поэтому не удивительно, что новые методы работы и концепции приходят из ИТ-сферы. В последнее время в бизнес-среде довольно часто слышится иностранное слово agile. Это понятие, которым все большее количество компаний обозначают свою новую философию. Что такое философия agile, как она влияет на отношения с клиентами и кому было бы полезно ввести ее? На эти вопросы мы постараемся ответить в статье.

Немного истории

Начнем с того, что на русский язык термин agile пока не переведен, поэтому обычно для обозначения понятия используется английское название. В переводе с английского agile означает “переменчивый”, “подвижный”, “ловкий”, и все эти слова очень хорошо отражают сущность метода. Широкой общественности понятие agile стало известно, когда несколько энтузиастов и, как они сами себя называли, аутсайдеров ИТ-отрасли подписали в 2001 году манифест agile во время встречи на горнолыжном курорте штата Юта (США). Этот метод был поддержан в ИТ-сообществе как противоположность неэфективному и требующему слишком больших затрат времени каскадному методу.

Согласно каскадному методу заказчик мог дать свой отзыв о заказанной работе только после ее выполнения. Между тем уже с конца 90-х годов технологии начали развиваться так стремительно, что сущность и требуемая функциональность заказа в большинстве случаев менялась еще до того, как заказ был завершен и конечный продукт передан для оценки. Поэтому конкурентоспособными предпринимателями стали те, кто мог создать свой продукт или услугу как можно быстрее, чтобы затем, постепенно приспосабливать их согласно опыту, потребностям пользователей и бизнес-целям. Это и привело к созданию новой философии agile, согласно которой продукт “выходит в свет” быстрее, обладая при этом меньшей функциональностью, т.е меньшим перечнем возможностей, и постепенно совершенствуется и корректируется.

Сущность Agile

При более подробном и глубоком рассмотрении agile – это не просто метод проектирования, но и образ мышления, объединяющий людей с разной компетенцией, способных обсуждать нужный контент в нужное время. Такому образу мышления свойственны готовность к переменам и гибкость действий. Это означает, что цель определена, но действия, которыми она достигается, могут меняться в зависимости от потребностей, возникающих в сравнительно небольшие периоды времени.

Согласно философии agile рабочие процессы подразделяются на 4 этапа:

  • планирование – что и как делать;
  • работа в соответствии с планом;
  • анализ результатов и методов на соответствие цели, определенной планом;
  • корректировка в соответствии с полученными выводами. Если выводы говорят о том, что работать следует иначе, то необходимо ввести изменения.

Этот метод предусматривает большое доверие к поставщикам, так как часто объем работ не определен в договоре, а планируется в соответствии с потребностями. Таким образом, в договорах о сотрудничестве обычно указывается объем финансирования и время разработки проекта, но процесс разработки может меняться. И это условие определяется не заказчиком, а потребностями рынка. Для обеспечения прозрачности и эффективности процесса необходимы регулярные и максимально быстрые отзывы сотрудников и заказчика.

Еще одно важное условие культуры agile состоит в том, чтобы не делать так, как делают другие, только потому, что они так делают (видимая часть айсберга). Следует понимать, почему они делают так, а не иначе. Миссия, ценности, принципы, нормы поведения и культура (невидимая часть айсберга, которая уникальна для каждой компании) определяют выбор инструментов, материалов, формы работы, оборудования помещений, рабочих процессов, а не наоборот. Следовательно компания должна быть agile, а не действовать как agile. Решения должны приниматься также на основе имеющихся знаний и опыта сотрудников, а не на основе моделей будущего.

Основное преимущество этого метода состоит в том, что изменения могут быть введены гораздо раньше. Например, анализируя отзывы и пожелания клиентов на веб-сайте Tet и на портале самообслуживания “Mans Tet”, мы можем вносить изменения на сайтах уже в течение двух недель.

Для кого предназначена методология Agile?

На agile перешли или постепенно переходят торговые, ИТ-предприятия, есть также примеры в сфере строительства. Одной из крупнейших компаний, следующих этому методу, является автогигант Toyota. Несмотря на то, что этот метод уже доказал свою эффективность, есть отрасли, в которых, он не может быть применен. Это компании и учреждения, действующие в рамках четко определенных требований, от которых нельзя отступать, например, медицинские.

Но если для вашего бизнеса необходимы и допустимы такого рода изменения, следует начинать с обучения работников всех уровней. Точкой отсчета может служить введение и соблюдение манифеста agile. Затем следует начинать “измерение температуры”, чтобы понять, способствуют ли нововведения достижению цели, решаются ли наболевшие проблемы. Следует отметить, что 10-15% работников не могут перейти на этот метод, поскольку он требует большой самоорганизации, инициативы и способности к самосовершенствованию. Те, кто ждет от руководства конкретных указаний, как надо действовать в каждой ситуации, и на работе находится только с 08.00 до 17.00, могут почувствовать себя не на своем месте. Но те, кто готов принять изменения, получат больше самостоятельности, возможностей самим планировать свои работы, смогут увеличить вклад в развитие продукта и работать в команде единомышленников.

Ознакомиться с манифестом agile и узнать больше о принципах этой философии можно здесь.