Инфопротивостояние. Как остановить потоки дезинформации из России

Что делать, если соседнее государство является источником дезинформации со всей мощью пропагандистской машины — телеканалами, троллями в соцсетях и огромными подразделениями хакеров? С началом оккупации Крыма и Донбасса потоки дезинформации захлестывают Украину. Хотя на самом деле процесс начался задолго до этого. Придя к власти в России в конце 90-х, кэгэбистское руководство начало тщательно планировать информационные кампании в Украине, особенно рьяно орудуя в Крыму и на Донбассе. Достаточно вспомнить президентские выборы 2004 года, когда на рекламных баннерах Украину просто разделили на “хорошую” и “бандеровскую”.

Fake

Ушаты помоев

Информационная война особенно интенсифицировалась с началом реального захвата Крыма и части Донбасса в 2014 году.

Так, за время российско-украинской гибридной войны среди источников фейков организация StopFake обнаружила 178 медиа. Абсолютным лидером распространения ложной информации об Украине являются российские СМИ (85 из 178). Среди источников распространения фейков исследование также идентифицировало 34 украинских (или маскирующихся под украинские) СМИ, 20 – СМИ так называемых “ДНР” и “ЛНР”, 39 – медиа из других стран. Значительная часть последних представлена ​​чешскими, венгерскими и словацкими новостными сайтами. Таким образом, можно констатировать, что российская пропаганда работает в полноценной «экосистеме» распространения ложной информации вместе с ангажированной «аналитикой», вбросами в соцсетях и другими направлениями.

“Наибольшее количество дезинформации с марта 2014 по июнь 2017 сгенерировал медиахолдинг Министерства обороны России «Звезда» (79 материалов), на втором месте – сайт Украина.ру (73 материала), на третьем – информационное агентство «РИА Новости» (62 материала). Источниками значительного количества фейковых новостей были также телеканалы «Россия 24» (48 материалов), RT (38 материалов), LIFE (38 материалов), НТВ (32 материала), информационное агентство «ТАСС» (31 материал), Lenta.ru (30 материалов), «Первый канал» (25 материалов), «Комсомольская правда» (20 материалов), — говорится в отчете. — Таким образом, российская пропаганда целенаправленно распространяется широкой сетью медиа, включающей как российские государственные информационные агентства («РИА Новости», «ТАСС») и телеканалы («Россия 24», RT), так и частные медиа (LIFE, НТВ и т. д.); как телевидение, так и прессу (например, «Комсомольская правда», «Известия»), а также онлайн-медиа (Lenta.ru, Взгляд.ру и др.)”.

Что уж говорить о телеканалах, которые каждый час через фейковые новостные программы и так называемые ток-шоу постоянно выливают ушаты дезинформации на головы телезрителей.

А сколько еще тысяч троллей все это время работали в социальных сетях и успешно продолжают работать на кремлевскую пропаганду, потоки которой не стихают ни на минуту, и, можно не сомневаться, еще более усилятся в преддверии выборов. Александр Данченко, председатель Комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи, в своей статье для ZN.UA заметил: “И есть у меня предчувствие, что наш восточный сосед уже подготовил все возможные сценарии их проведения и подсчета результатов. Нехитрую мелодию балалайки сыграют по нотам”.

Fake

Как бороться?

На так называемой антиконференции “Противодействие дезинформации”, которая состоялась в конце прошлого года в Киеве, участники не слушали презентации готовых проектов (в этом и заключается отличие от обычных конференций), а в ходе мозговых штурмов предлагали совместные решения, как бороться с фейками. Попытаюсь кратко описать, о чем спорили эксперты и что предлагали.

Чтобы эффективно противостоять распространению ложной информации, необходимо выявлять ее источники, их блокировать, а опровержения распространять как можно быстрее.

Как известно, фейки распространяются в основном по каналам телевидения,через различного рода интернет-ресурсы и в социальных сетях. Что касается интернет-каналов, необходимо всячески поощрять деятельность пользователей, которые проверяют факты (фактчекеров), а также привлекать влиятельных общественных деятелей, журналистов и блоггеров, которые подают объективную информацию и опровергают ложную.

Предлагается также монетизировать размещение опровержений, в чем могут помочь Google и Facebook, распространяя их и делясь с активистами средствами от просмотров рекламы на таких страницах. Также не мешало бы соцсетям добавить значок Fake, и при достижении определенного количества подобных отметок проверять данную информацию и блокировать ее.

Что касается соцсетей с российским влиянием, которые заблокированы в Украине, необходимо создавать группы, имеющие доступ к ним, которые бы могли также бороться с фейками и в данных сетях, поскольку они более популярны и доступны на оккупированных территориях.

Необходимо создать черный список СМИ, распространяющих дезинформацию.

Для выявления дезинформации в соцсетях и на других интернет-ресурсах желательно создавать специальные программы. Это могут быть как приложения для смартфонов, поскольку уже более половины аудитории пользуются мобильными устройствами, так и плагины для интернет-браузеров.

Так, например, проект FakesRadar.org уже предлагает проверять на правдивость новостные фиды из Twitter, а скоро разработчики обещают запустить сервис и для Facebook. В нем отслеживаются фейки, о которых пользователи могут предупредить своих друзей, поделившись информацией (нажав на кнопку Share).

Такие же приложения можно создавать и для телевидения, поскольку все более популярными становятся Smart TV.

Fake

Государству необходимо расследовать источники финансирования и то, откуда реально осуществляется управление политикой пропагандистских медиа-ресурсов. Общественности необходимо контролировать правоохранительные органы, чтобы они инициировали и доводили до конца расследования.

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания по результатам расследования обязан лишать подобные телеканалы лицензий. Естественно, для этого должны быть исключительно правовые основания.

Предлагается разработать критерии, по которым можно было бы по результатам расследования работы закрывать пропагандистские медиа или блокировать по примеру российских СМИ.

Медиа-организации, которые придерживаются стандартов, должны создать ассоциацию и выработать стандарты, а те, кто их не придерживается, не должны считаться журналистами и СМИ.

Пригодится и система, которая собирает и структурирует информацию, а потом визуализирует данные для дальнейшего использования. Для широкой аудитории будет интересна статистика по СМИ, которые чаще всего публикуют фейки, в каких регионах какая именно информация распространяется, тематика новостных вбросов.

Учасники также предлагают создать Международную организацию или Институт информации, которая бы занималась исследованием источников дезинформации, на кого она направлена и какие несет угрозы. В работе организации должны быть задействованы ученые, представители общественности и средств массовой информации, которые бы группировали фейки по географическим, пропагандистским, техническим критериям. Данная организация составляла бы рейтинги стран, наиболее подверженных дезинформации, и могла бы упреждать очередные удары.

Индекс атак на Азов

Уже действующий украинский сервис AttackIndex для борьбы с дезинформацией использует технологии больших данных (Big Data), а также инструменты сбора и визуализации данных об атаке. Как говорят разработчики, задействуются открытые источники, базы мониторинга и массивы данных из онлайн-СМИ и социальных сетей.

Так, совсем недавно было проведено исследование по Азово-Керченскому кризису. Для мониторинга информационных волн в системе Attack Index были использованы ключевые фразы «Азовское море» и «украинские корабли». Индекс атаки при ограничении поиска разными периодами и странами остается высоким и свидетельствует о наличии искусственного вмешательства в инфопотоки. Аналитики отмечают два всплеска очевидного вмешательства в инфопоток – 23 октября и 25 ноября.

“Пиковая точка волны, которая началась 23 октября, приходится на 25 октября, когда была принята резолюция Европарламента по Азовскому морю. в которой звучало предупреждение для РФ, что в случае усугубления конфликта против нее будут введены новые санкции. В ответ на нее в Азовское море были дополнительно введены два российских военных корабля, — говорится в отчете. — Среди топ-20 источников новостей в Рунете не так уж много официальных – ТАСС, Федеральное агентство новостей, Эхо Москвы и Рамблер. Большинство источников – либо открытые платформы для публикации («Конт»), либо сайты с красноречивыми названиями типа «Новоросинформ», «Антимайдан». Еще одно крайне любопытное издание, созданное в середине 2014 года с очевидными целями, «Украина.ру» лидирует в паутине связей между медиа – на него ссылаются больше всего”.

Аналитики обращают внимание на тот факт, что первое серьезное искусственное вмешательство в инфопоток состоялось в начале апреля, в связи с задержанием судна «Норд» и его последующего ареста. В российских новостях звучали фразы об «агрессии украинских пограничников» и «намерении задерживать все выходящие из Крыма суда». Также абсурдного содержания новости появились в середине июля, например, под заголовком «На Украине предложили заминировать Азовское море». При этом в топ-20 источников новостей среди нескольких официальных изданий находится более десятка очевидно созданных для «вбросов» в инфопространство. А в так называемой “паутине связей” видно, что больше всего ссылок в этот период было на «Конт», так называемую «платформу для социальной журналистики», где любой желающий может размещать свои публикации, а якобы лучшие из них (конечно же, на острополитические темы и нужной тональности) попадают в топ рейтинга. Таким образом довольно легко создается видимость «общественного мнения» и «независимости мыслей экспертов».

Как видим, Азовский конфликт – это не событие одного дня. Информационные атаки российской стороны случались с периодичностью примерно полгода, при этом тема полностью не затухала, достигнув значительного всплеска в октябре этого года, когда в водах Азовского моря возникли систематические проблемы с прохождением транспорта. И достигла своего апогея на волне обстрела и захвата украинских кораблей и их команды российскими “военными пиратами”.

Смотрите также советы экспертов, как защититься от дезинформации.

В Украине протестировали скорость 5G, а один из операторов готовит платформу для внедрения 5G.

А Киевстар, как оказалось, не сильно переживает, если деньги абонентов уходят на другой счет.

-->