Эрик Франке: Потенциальный рынок для WiMAX-сетей огромен

0
537 views

Интервью генерального директора ОАО "Комстар-Объединенные ТелеСистемы" Эрика Франке агентству экономической информации ПРАЙМ-ТАСС.

Корреспондент: Господин Франке, вы стали генеральным директором ОАО "Комстар-Объединенные ТелеСистемы"/"Комстар-ОТС"/ более трех месяцев назад. Какие задачи вы ставите перед собой, и какие задачи ставят перед вами акционеры компании?

Эрик Франке: Основная задача – достичь для торгуемых сейчас на бирже ГДР уровня цены размещения и выше.

Усилия большинства операторов связи по развитию собственного бизнеса, на мой взгляд, будут в ближайшем будущем связаны с реализацией услуг доступа в Интернет и передачи данных. Самым быстро растущим сегментом на ближайшие годы будет сегмент услуг для населения. Для нас повышение эффективности бизнеса заключается в развитии "Комстар-ОТС" в регионах /здесь отдельно стоит выделить реализацию в самое ближайшее время проектов в Подмосковье на базе эфирных технологий/, завершении цифровизации сети нашей дочерней компании ОАО "МГТС", увеличении количества услуг на одну линию, развитии технологий NGN.

Корр.: Вы сказали о том, что самым быстро растущим сегментом на ближайшие годы будет сегмент услуг для населения. Если взять за одно целое бизнес "Комстар-ОТС" и его дочерних компаний, сколько процентов от общего числа абонентов компании – корпоративные клиенты, сколько – частные?

Э.Ф.: В структуре абонентской базы группы "Комстар-ОТС" 97 проц составляют частные лица, причем такая особенность характерна как для традиционного, так и альтернативного сегмента нашего бизнеса.

Корр.: Менеджеры "Системы Телеком" несколько раз упоминали о создании единого центра продаж телекоммуникационных услуг холдинга, в том числе и услуг Стрим, МГТС и "Комстар-ОТС". Что вы можете сказать о таких планах?

Э.Ф.: Действительно, в стадии разработки у нас находятся проекты как по созданию единого центра телефонного обслуживания, так и по офисам продаж. В декабре будет открыт первый офис продаж и обслуживания клиентов всей группы "Комстар-ОТС" /Стрим, Комстар, МГТС/. План конверсии предусматривает создание территориальных центров обслуживания на базе телефонных узлов МГТС. Задача – рационализация процесса обслуживания клиентов за счет изменения формата абонентских залов, единой визуализации центров, кросс-продаж услуг компаний группы.

Корр.: Как вы видите развитие своих дочерних компаний МГТС и "МТУ-Интел"?

Э.Ф.: Это, прежде всего, синергия с точки зрения продуктов. Мы намерены продвигать услуги широкополосного доступа в Интернет абонентам МГТС. Сейчас число пользователей "Стрим" /под этой маркой "МТУ-Интел" предлагает услуги широкополосного доступа в Интернет – прим ПРАЙМ-ТАСС/ превысило 310 тыс, а число частных клиентов МГТС составляет 3,5 млн. Мы видим необходимость в увеличении уровня проникновения услуг широкополосного доступа за счет директмаркетинговых и рекламных кампаний с целью продажи этих услуг абонентам МГТС. Для этого же создаются центры клиентского обслуживания. Одна из важнейших задач – придание импульса деятельности МГТС и создание более клиентоориентированной компании.

Для "МТУ-Интел" задача – расширить количество услуг на одну линию /Интернет, услуги VPN, видео-по-запросу/, реализовать безлимитные тарифные предложения.

Корр.: В декабре пройдет совет директоров "Комстар-ОТС", который будет одобрять присоединение 4 дочерних компаний к "Комстар-ОТС". Ожидается ли присоединение других дочерних компаний?

Э.Ф.: Да, у нас есть планы присоединения всех приобретенных компаний к "Комстар-ОТС" и включения их в состав наших дочерних предприятий. Что касается компаний, решение по которым будет приниматься на совете директоров в декабре, то лицензионная база "МТУ-Информ" и "Телмос" уже переведена на Комстар-ОТС, присоединение – формальная юридическая процедура. Компания "Контраст-телеком" войдет в структуру Московского областного филиала. То же самое будет сделано с "Юнител" /"М Телеком Холдинг"/.

Корр.: В каких из приоритетных регионов "Комстар-ОТС" будет покупать компании, а в каких – строить сети с нуля?

Э.Ф.: Наши последние приобретения подтверждают приверженность стратегии неорганического роста. Покупая компанию, мы приобретаем либо инфраструктуру связи, либо абонентскую базу, либо имеющиеся лицензии, а исходя из приобретенного, действуем на местном рынке. Единого решения быть не может. В каждом конкретном регионе мы придерживаемся разных стратегий развития.

Корр.: Какие у компании планы по оказанию услуг широкополосного беспроводного доступа в Интернет /технология WiMAX/?

Э.Ф.: Мы владеем целым рядом частотных разрешений в диапазонах 2,4, 2,5-2,7 и 5 ГГц. В диапазонах 5 ГГц и 2,4 ГГц практически завершено строительство базовых станций в Москве и в Московской области. Оказание услуг начато с июня 2006 г. Основные услуги – это широкополосный доступ в Интернет, VoIP, организация каналов VPN.

В 2007 г в Москве и Московской области планируем развернуть первую очередь сети базовых станций на основе технологии WiMAX, работающих в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, обеспечивающих на первом этапе оказание услуг для фиксированных пользователей, а на втором этапе – и для мобильных пользователей. Есть планы строительства в 20 регионах России сетей беспроводного широкополосного доступа в диапазоне 5 ГГц. Таким образом, совокупность использования различных частотных спектров позволит работать на разных клиентских сегментах, подключая частных лиц и корпоративных клиентов.

Корр.: Сколько сейчас базовых станций в Москве и сколько будет к началу тестовой эксплуатации в 2007 г?

Э.Ф.: В настоящее время в коммерческой эксплуатации в Московском регионе находится более 30 базовых станций в различных диапазонах частот. До конца 2006 г в Московском регионе планируется ввести в эксплуатацию еще 40 базовых станций сразу в двух диапазонах 5 ГГц и 2,4 ГГц, доведя общую пропускную способность сети до 7 Гбит/с. По нашим оценкам, построенная сеть позволит подключить до 35 тыс клиентов в местах, где затруднена организация связи на базе волоконно-оптических линий связи и xDSL-технологий. В 2007 г мы также планируем построить 24 базовые станции WiMAX в Московском регионе и начать их тестовую эксплуатацию.

Корр.: Строятся ли базовые станции в других городах России?

Э.Ф.: Мы подали заявки на получение решений Госкомиссии по радиочастотам /ГКРЧ/ о выделении полос радиочастот в диапазоне 2,5 -2,7 ГГц на 16 регионов России. Проект предполагает развитие в городах-миллионниках и областных образованиях, в том числе регионах, где уже имеется присутствие "Комстар-ОТС" в форме дочерних компаний или филиалов. Как уже было сказано ранее, мы имеем решения ГКРЧ на использование радиочастот в диапазоне 5 ГГц в 20 регионах России. По каждому региону этот процесс находится в различной стадии проработки. Кроме того, нас интересуют и другие диапазоны частот.

Корр.: Какие перспективы вы видите в развитии широкополосного доступа на основе технологии WiMAX – для рынка и для компании?

Э.Ф.: Спрос на высокоскоростные услуги, которые реализуются на базе беспроводных технологий, в России есть. Потенциальный рынок для WiMAX-сетей огромен. Проблемы с отсутствием сертифицированного оборудования и высокой стоимостью устройств для конечного пользователя, похоже, перестают быть актуальными. Поэтому очевидных препятствий для продвижения технологии нет. Все зависит от того, хватит ли всем желающим внедрять данную технологию в России необходимого частотного ресурса. Получение частотных присвоений в регионах позволит использовать эту технологию, в том числе, в качестве решения для старт-апа компании в конкретном регионе или как дополнение к комплексу решений по организации "последней мили" до абонента.

Корр.: Насколько для компании перспективны услуги на базе технологии Wi-Fi и как "Комстар-ОТС" будет развивать их?

Э.Ф.: Wi-Fi, как и WiMAX, – одна из технологий, которые мы внедряем на своих сетях. И в том, и в другом случае это нишевое решение. О ковровом покрытии Wi-Fi-точками говорить пока рано, но постепенно мы переходим к массовому потреблению услуг. Появляются новые категории пользователей, в частности, многочисленные владельцы загородного жилья. В общем, рынок Wi-Fi развивается по аналогии с сотовой связью. Уже сегодня большинство мобильных устройств /ноутбуки, КПК, смартфоны/ оснащены адаптерами Wi-Fi. Со следующего года Intel планирует обеспечить чипами WiMAX большинство мобильных интернет-терминалов, выпускаемых производителями портативной техники, что должно способствовать продвижению технологии в массы. Если же под "ковровым" покрытием подразумевать технологию Wi-Fi Mesh /внешняя беспроводная сеть Wi-Fi, которая обеспечивает покрытие на всей территории города/, то пока законодательная база не готова для ее внедрения.

Корр.: Как реализуются планы по созданию Wi-Fi сетей в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Тольятти, Сочи?

Э.Ф.: Мы продолжаем работу по подключению точек публичного доступа в Интернет. По-прежнему концентрируемся на объектах, где присутствуют бизнес-пользователи. За последнее время подключили гостиницы "Украина", "Алроса", "Измайлово", "Марко Поло" в Москве и Санкт-Петербурге, Библиотеку академии наук в Питере. Кроме того, закончили проект оснащения беспроводной сетью связи объектов на территории технопарка Дубны. Начаты работы по созданию хот-спотов в Сочи, Самаре, Тольятти. В указанных городах смонтированы региональные узлы авторизации для планируемых сетей хот-спотов. И в Сочи, и в Самаре хот-споты пока что работают в тестовом режиме. Для нас сейчас главное – это отработать внедрение карточной платформы, аналогичной в Москве, провести тестирование оборудования на местах.

Корр.: В каких городах планируется оказывать аналогичные услуги? Как развивается проект по созданию хот-спотов в Московском и Петербургском метрополитене?

Э.Ф.: Мы также планируем оказывать услуги Wi-Fi в Тюмени и Саратове. Что касается московского метро, то на 3-х станциях монтаж и пусконаладка завершены, объекты готовятся к сдаче органам Россвязьнадзора. В Санкт-Петербурге мы сейчас согласовываем места размещения оборудования с руководством Санкт–Петербургского метрополитена.

(c) Екатерина Невская, ПРАЙМ-ТАСС.