«Осетрина второй свежести» или сезонное падение цен на kiev.ua

1
236 views

Украинский рынок доменных имен слегка штормит от объявленной «Хостмастером» акции – снижения цены на домены kiev.ua (до конца лета). При этом, согласно условиям, регистраторы обязаны снижать цены не менее чем на 20% в обмен на 50% скидку у Хостмастера. Иначе не видать им «дешевой рыбы». Такая вот странная «акция». Она рождает не только конкурентную неразбериху на рынке, но и поднимает старые добрые вопросы к «Хостмастеру».

Итак, с 1 августа Хостмастер якобы в сотрудничестве с партнерами-регистраторами запустил акцию по регистрации новых доменов в зоне kiev.ua со скидкой. Акция не распространяется на продление существующих доменных имен. «Якобы» – потому что, как комментируют некоторые регистраторы, «Хостмастер» по сути сделал регистраторам «предложение, от которого нельзя отказаться» (с). То есть, соглашение по акции действительно подписало 36 компаний-регистраторов, но не подписать это соглашение не могла позволить себе ни одна крупная компания, поскольку это обозначало увеличение цены вдвое относительно конкурентов. Таким образом под личиной акции Хостмастер диктует условия, фактически злоупотребляя своим монопольным положением.

Впрочем, «Хостмастер» в лице Дмитрия Кохманюка, администратора домена UA, браво раппортует об успешности «акции»: «Ясно одно – акция получила поддержку большого числа компаний, и хотя некоторые из участников критиковали подробности программы, в целом она имеет смысл – иначе ее бы не выбрали 36 компаний. Акция закончится с последним днем лета, и по осени можно будет подсчитать цыплят – пока что одну неделю новых доменов “вылупилось” свыше 700 – это вдвое больше, чем за весь июль 2012 года», – пишет он в своем блоге. Однако ситуация сложилась на рынке не такая уж и однозначная. Так, регистраторы предложили самые разные условия и скидки, а компания Imena.UA выставила абсурдно низкую цену – всего 9 гривен за год – видимо, чтобы обратить внимание на проблему всех игроков рынка.

«Юридическая часть этой проблемы состоит в том, что, «Хостмастер» явно злоупотребляет своей властью, – отмечает президент Imena.UA Александр Ольшанский. – Он может объявлять любые скидки, но при этом не имеет права диктовать ценовую политику другим компаниям, это запрещено законом. При этом они применяют старый прием: «не нравится, не подписывайте». Мы не могли не подписать, потому что в этом случае просто покупали бы вдвое дороже, чем остальные. Эту проблему наши юристы решили так: чтобы нас не обвинили в ценовом сговоре, наше ценовое предложение должно очень существенно отличаться от условий других регистраторов»

Это вызвало переполох со стороны небольших регистраторов, которые увидели в таком шаге сговор с администратором. «Нет, я считаю, что сговора быть не может, – говорит Андрей Хветкевич, директор NIC.UA. – Однако, учитывая то, что у компании «Хостмастер» есть несколько версий договоров с разными регистраторами, — единых условий работы для всех регистраторов нет. Но эти типы договоров не являются секретными, поэтому, хоть условия и разные, сговором это назвать нельзя».
По словам Хветкевича, каждое лето в июле-августе наблюдается спад регистраций, поэтому такой ход вполне оправдан с маркетинговой точки зрения.

Однако на фоне естественного снижения интереса к домену kiev.ua, подобные телодвижения выглядят как отвлекающий маневр, призванный переключить внимание участников рынка с действительно важных и насущных проблем. Потому что серьезные проблемы, например, упрощение процедуры регистрация имен в зоне UA и захват псевдорегистраторами звучных имен, долгое время как не решались, так и не решаются. Этот вопрос по-прежнему остается зарегулированным, ведь для того чтобы зарегистрировать домен, надо стать владельцем соответствующей торговой марки. В то же самое время, недобросовестные регистраторы обходят данное правило и потихоньку прикарманивают «вкусные» домены. Занимается, как считают регистраторы, захватом «кусочков» и «Хостмастер».

Тем не менее Хветкевич омечает, что, проблемы вокруг акции возникли из-за нескольких причин, виной которым является спешка и отсутствие планирования со стороны администратора. И основная ошибка заключаются в том, что акция была анонсирована перед самым стартом, то есть менее, чем 2 недели до начала, а «приложение к договору оказалось непродуманным, его можно двусмысленно трактовать как минимум по трем пунктам, что оказывает влияние на суть акции». С тем, что документы «сырые» и плохо подготовленные, соглашаются многие регистраторы.

Но самое главное, что «Хостмастер» не имеет права регулировать стоимость доменов на рынке, так как это запрещено законодательством Украины и может быть расценено как согласованные антиконкурентные действия.

«Сам домен kiev.ua мало кому интересен, но важен прецедент – это очевидное злоупотребление монопольным положением, раньше такого на рынке не было”, – отмечает А. Ольшанский. “В следующий раз при попытке вмешаться в нашу ценовую политику мы подадим в суд и обратимся с жалобой в АМКУ», – заявил он.

На вопрос о дальнейшей ценовой политике компании Imena.UA Ольшанский ответил, что намерен проводить свою ценовую политику по своему усмотрению, и не видит никаких проблем с установлением рекордно низкой цены. А также отметил, что в ближайшее время компания намерена провести целый ряд акций, направленных на стимулирование спроса.

Так что в сухом остатке «акцией» по удешевлению регистрации в зоне .kiev.ua «Хостмастер» признал де-факто, что их цены завышены минимум вдвое . И вообще не очень понятно, как формирует цены на свои услуги эта бесприбыльная, как следует из ее деклараций, компания. И в какие затраты уходит ориентировочно $2 млн. ее годового дохода, если, как показала история с «акцией», компания может безболезненно для себя снизить свои цены вполовину? Поэтому пора разобраться с ценообразованием на доменном рынке и наконец приступить к улучшению существующих правил и процедур, связанных с зоной .UA.