Тенденции: Провайдеры воюют, пользователи кайфуют

0
211 views

Агрессивный маркетинг вытеснил с рынка мелких операторов интернет-услуг, но не привел к желанному росту числа клиентов.

Благодаря марке­тинговому соперни­честву провайдеров цены на скоростной доступ к сети за два последних года упали более чем в три раза.

Зачистка мелких — забава крупных

За последние пять лет мобильные операторы сильно потеснили позиции ОАО «Укртелеком» и отобрали у него львиную долю доходов. Окрепли и другие операторы фиксированной связи. Сегодня прибыли у «мобильщиков» значительно выше, чем у «стационарщиков». Но, с появлением широкополосного доступа к сети интернет по технологии ADSL, у операторов фиксированной связи появилось новое, непаханое поле для взращивания доходов. И понеслась новая битва: между провайдерами за кошельки интернет-пользователей. Главная особенность этой войны — постоянный демпинг со стороны государственного оператора, который привел к отсеву мелких провайдеров. На региональных рынках осталось всего два-три крупных провайдера и десяток небольших субпровайдеров.

В запорожском регионе серьезную конкуренцию «Укртелекому» по услуге скоростного интернета составляет только ООО «Оптима Телеком». Чуть менее двух третей этого рынка в  регионе за «Укртелекомом», чуть менее трети — за «Оптимой». Все, что осталось от этих двух, подобрали остальные игроки. Рынок освоен процентов на десять, поэтому борьба продолжается. «Святая цель» мелких провайдеров — оттяпать как можно больше из-под носа у «монстра». Потенциал рынка огромен, а «монстр» неповоротлив. Вот и тяпают они тихой сапой, который год подряд.

Золотая канализация

Подключение к скоростному интернету возможно там, где есть техническая возможность протянуть линию. Именно телефонная канализация и  кабели составляют «золотой запас» любого оператора. У государственного оператора он несравнимо больший, чем у других. Один из слоганов так и гласил: медь превращаем в золото!

ООО «Сич-Инфоком» можно отнести к мелким провайдерам. Только благодаря наличию своей сети «Инфоком» может конкурировать по ценам с «Укртелекомом» и  «Оптикой». Но число его абонентов ограничено размерами сети. «Главная проблема — неравный доступ к  телефонной канализации. В свое время ее создавали за деньги города. Сегодня этим монопольно владеет «Укртелеком», который поставил все колодцы под сигнализацию и никого из операторов туда не пускает», — говорит запорожский директор «Сич-Инфоком» Виталий Форов. Прокладывать же свою телефонную канализацию сегодня мало кому по карману: километр обойдется в 100 000 гривен. И тут на помощь приходят спутниковые антенны и радиоканалы.

Мои цены — мои скакуны

Запорожский предприниматель Александр Жук в конце 2006 года решил провести домой скоростной интернет. Проанализировав ценовые предложения, выбрал «Оптиму». «Когда уже заключил договор на год и заплатил за подключение, — рассказывает Александр — узнал, что «Укртелеком» снизил тарифы. Засомневался: не поспешил ли я? А потом подумал, что тарифы будут меняться еще не раз, и за ними все равно не угонишься. Получается, кто позднее подключается, тот выигрывает в оплате, ведь тарифные планы у провайдеров постоянно снижаются».

«Укртелеком» постоянно играет на опережение и раз за  разом снижает цену услуги. Другие провайдеры вынуждены подстраиваться к  ситуации и находить свои козыри: увеличивать скорость и объем предоставляемой информации за ту же цену, придумывать все новые «завлекательные» акции. Потребитель от маркетинговых войн только выигрывает: цены падают. «Сегодня скоростной интернет по технологии ADSL стал доступен как никогда, — говоритзаместитель директора по вопросам интернета и передачи данных ЗФ ООО «Оптима Телеком» Алексей Шалютин. — Мы предлагаем как минимум десять базовых тарифных планов для юридических лиц и четыре для физических: выбрать есть из чего. Самый дешевый тарифный пакет стоит от 25 гривен, а один мегабайт информации от 0,2 копеек».

Есть нюанс, о котором операторы предпочитают не  распространяться: тарифные планы в основном существуют для населения, малых и  средних офисов. А для крупных корпоративных клиентов всегда найдется индивидуальный подход. Крупный бизнес-клиент может претендовать не только на особое к себе внимание, но и на  большие скидки.

В рай за гривну

В борьбе за рынок главное — кто первый добежит до  потенциального клиента. В этой погоне операторы испробовали разные средства: реклама на ТВ, в газетах, «нарубка», обзвон абонентов (как своих, так и чужих), агентские договоры и волонтеры, получающие процент от суммы подключения клиента. Бегать и звонить приходилось много, а итог все равно не впечатлял. В  ход пошли PR-акции. В 2006 году, во время чемпионата мира по футболу, «Укртелеком» предлагал абонентам угадывать счет матчей, награждая победителей бесплатным скоростным интернетом на месяц. Сейчас «Укртелеком» подкупает клиентов возможностью смотреть матчи Лиги чемпионов УЕФА в он-лайн режиме.

Не раз операторы устраивали акции подключения к  скоростному доступу всего за одну гривну, как будто наперегонки: месяц идет акция одного провайдера, через два месяца такую же акцию объявляет другой. Государственный оператор устраивал даже пробные месячники бесплатного пользования широкополосным доступом для школ и вузов.

Не так уродилось, как сеяли

Продвижение услуги скоростного доступа в интернет идет в Украине не так быстро, как планировали аналитики. По данным опроса компании GfK Ukraine, за два года количество пользователей интернета в Украине выросло всего на два процента! Это стало откровением для всех операторов. Ведь за то же время доходы населения выросли на 71 процент (по данным Госкомстата), а степень проникновения услуг мобильной связи — практически вдвое.

Основная масса подключений в 2004 году совершалась за  счет корпоративных клиентов. Когда же бизнес более-менее удовлетворил свои потребности, тут-то рост и замедлился. Данные на середину 2005 года говорили о  том, что 31 процент украинцев, имеющих доступ к сети, чаще всего пользовались услугами интернета на работе. С тех пор мало что поменялось. Хотя, по сообщению Sputnikmedia.net, в 2007 году в Украине наметилась тенденция чуть более динамичного роста числа пользователей интернета.

Украинцы не спешат обзавестись домашним скоростным интернетом (если он есть на работе), в отличие от европейцев и  американцев, которые уже сегодня (при помощи технологии ADSL) по одной телефонной линии получают сразу три услуги: телефон, интернет и цифровое телевидение.

Справка HITech.Expert:

ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line — асимметричная цифровая абонентская линия) — разновидность абонентского высокоскоростного (до 8 мегабит в секунду) доступа к сети интернет по уже существующей телефонной линии. При этом сохраняется возможность, за счет расщепления сигнала по частотам, пользоваться телефоном параллельно с обменом данными через всемирную сеть

кстати

Уровень проникновения услуг интернета в Украине остается одним из самых низких в Восточной Европе — почти в два с половиной раза ниже, чем в Польше (39 процентов), Чехии (37) или Словакии (38), в полтора раза ниже, чем в Румынии (21)

О ситуации на киевском рынке широкополосного доступа в Интернет HITech.Expert писал ранее. Данные материалы  читайте здесь:

Абоненты услуги "ОГО" размножаются со скоростью более 50% за квартал
«Полоса» ОАО «Укртелекома» теснит услугу dial-up
Количество ADSL-абонентов ОАО «Укртелеком» увеличилось на 60%

 

Статус