“ТрансТелеКом” не может найти себе работу

0
292 views

ЗАО “Компания ТрансТелеКом” (ТТК) предложило на этой неделе использовать свою магистральную цифровую сеть связи для создания единого информационного пространства транспортного комплекса стран СНГ. Это уже не первая инициатива ТТК на просторах Содружества: в частности, летом компания подписала контракт с “Узбектелекомом”. Вместе с тем в своей деятельности она вынуждена учитывать интересы “Ростелекома”, который фактически на законодательном уровне признан монополистом в сфере дальней связи. Поэтому в условиях, когда у ТТК есть огромные магистральные мощности по передаче данных, компании приходится активно работать в основном по ведомственным программам, которые позволяют обслуживать существенный трафик, не будучи зависимой от “Ростелекома”.

——————————————————————————–

ЗАО “Компания ТрансТелеКом” – оператор крупнейшей в России волоконно-оптической сети связи, протяженностью более 45 тыс. км. Сеть проложена вдоль железных дорог страны, имеет более 900 узлов доступа в 71 из 89 регионов России. Единственным акционером компании является ОАО “Российские железные дороги”. По уровню доходов от услуг связи она в этом году вошла в пятерку ведущих альтернативных операторов фиксированной связи. В 2003 г. ТТК планирует заработать 100 млн долл., а в 2004 г. – уже 160 млн. Однако на данный момент, по некоторым оценкам, мощности каналов связи загружены менее чем на половину, что мешает получать прибыль.

Убытки ТТК аналитики объясняют тем, что сеть компании протянулась по слабозаселенной территории (средняя плотность населения в России составляет 8,5 человек на кв. км), где найти клиентов сложно даже “Ростелекому”. В структуре затрат компании большое место занимают амортизационные отчисления, эксплуатационные расходы, которые при слабой загрузке каналов связи ТКК не покрываются доходами. В результате себестоимость предоставления услуг также получается очень большой, что сдерживает приток клиентов. В принципе компания могла бы увеличить доходы за счет увеличения загрузки сети, пустив туда телефонный междугородный и международный трафик (стимулировать приток клиентов можно было бы за счет снижения стоимости услуг), однако этого не позволяют действующие законы.

Дело в том, что по новому закону “О связи” единственным оператором, который может предоставлять услуги дальней связи в России, является “Ростелеком”, имеющий собственную магистральную сеть связи. Это ограничивает возможности работы ТТК на рынке передачи телефонного трафика. “Монополию “Ростелекома” формально никто не отменял, новый закон “О связи” лишь усиливает ее, так как согласно ему ведомственные сети, к которым относится и “ТрансТелеКом”, не имеют права выхода в сети общего пользования зарубежных стран. Им придется делать это с помощью “Ростелекома””, – прокомментировала RBC daily аналитик ИК “АТОН” Надежда Голубева. Это проблема касается не только ТТК, но и других российских операторов связи, имеющих в своем активе каналы передачи данных, однако ТТК является крупнейшим из них по емкости каналов и по нему ограничения бьют наиболее сильно. Сейчас для того, чтобы хоть как-то загрузить сеть, ТТК сдает их в аренду тому же “Ростелекому”, кроме того, компания может привлекать локальных клиентов, передающих данные на своей территории.

Впрочем, аналитик “Альфа-Банка” Андрей Богданов указывает, что сегодня ТТК и “Ростелеком” работают не как конкуренты, скорее они дополняют друг друга. “Хотя, конечно, после либерализации рынка ситуация может серьезно измениться и они станут жестко конкурировать”, – говорит он. В компании также очень осторожно относятся к разговорам о конкуренции. “От сети “Ростелекома” наша сеть отличается географическим покрытием: по населенным пунктам, через которые проходят сети, совпадение имеется не более чем в 30% случаев, – заявили RBC daily в пресс-службе ТТК. – Поэтому мы, как и “Ростелеком”, стремимся удовлетворить потребность в каналах, имеющихся на быстрорастущем рынке”. Кроме того, “когда мы говорим о магистральных каналах связи, то документы, фиксирующие монополию какой-то однойкомпании, в нашем законодательстве отсутствуют, – подчеркивает представитель “ТрансТелеКома”. – ТТК имеет лицензии, позволяющие предоставить пользователям в аренду международный канал связи, и фактически оказывает такие услуги. Поэтому говорить о каких-то препятствиях не стоит, ведь речь не идет о междугородном и международном телефонном трафике сети общего пользования, передача которых сегодня является прерогативой “Ростелекома””.

В ближайшие годы ситуация, по мнению аналитиков, вряд ли изменится. “У ТТК действительно есть проблема избытка мощностей, – прокомментировал RBC daily аналитик “Альфа-Банка” Андрей Богданов. – Единственный выход для компании – это стать коммерческим оператором. Однако это станет возможным только при либерализации рынка дальней связи в России, что, согласно последним заявлениям представителей Минсвязи, состоится не ранее чем через 4-5 лет. Теоретически ускорить этот процесс может вступление страны в ВТО и/или приватизация “Связьинвеста”, хотя в последнем случае все будет зависеть от того, сможет ли новый собственник получить контроль над холдингом”.

Тем не менее, для того чтобы выполнить бизнес-план до 2007 г. и начать получать прибыль уже с 2005 г., ТТК приходится искать обходные пути, собирая ведомственных клиентов. Здесь наибольшие перспективы открываются на просторах СНГ. Телекоммуникационные компании в странах Содружества сами не в состоянии поддерживать огромную инфраструктуру, которая бы позволяла им получать доступ к глобальным цифровым коммуникациям, поэтому они, несомненно, заинтересованы в сотрудничестве с российскими операторами. “ТТК активно сотрудничает со многими операторами сопредельных государств, в том числе СНГ, – отмечает представитель ТТК. – В число наших партнеров входят операторы прибалтийских республик, Монголии и других стран. Однако о работе ТТК на внутренних рынках этих стран речь, конечно же, не идет. Мы сотрудничаем с операторами связи стран СНГ в обслуживании наших российских клиентов”.

Сегодня наибольшие перспективы ТТК связаны с транспортным бизнесом. С предложением о создании единого информационного пространства транспортников СНГ компания впервые выступила на прошедшем 23-м заседании Координационного транспортного совещания стран-участниц СНГ в Душанбе. Эта инициативу поддержал министр транспорта РФ Сергей Франк, который отметил на совещании, что “ТрансТелеКом” давно сотрудничает с транспортными структурами РФ, включая таможенные и пограничные органы. Более того, г-н Франк призвал своих коллег из СНГ обратиться в правительства своих государств поддержать данную инициативу. Надо отметить, что это уже не первая инициатива ТТК в этом направлении: в конце октября “ТрансТелеКом” и Ассоциация агентств воздушного транспорта подписали соглашение о создании единого информационного ресурса.

Михаил Смирнов