“Международными авторскими правами на телепрограммы до нас в Украине никто не занимался”

0
399 views

“Когда я спрашиваю у производителей: “Чисты ли у вас международные права?”, мне отвечают: “Да”. Хотя на деле оказывается, что это не так”. – О проблемах спутникового вещания на зарубеж рассказывает “Телекритике” продюсер телеканала “Интер+” Федор Терпиловский.

Телеканал “Интер+” – это первая и пока единственная попытка создать в Украине международное вещание. Телеканал вещает с июня этого года, сигнал распространяется со спутника “Сириус-2”. Возглавивший проект продюсер Федор Терпиловский считает, что проект должен стать визитной карточкой Украины.

Когда в начале этого года запустился “Интер+”, – говорит Федор Терпиловский, – то изначально была поставлена задача получить международные лицензионные права для наших программ, чтобы у нас не было никаких проблем ни с производителями, ни с дистрибьюторами. Поэтому вначале у нас на “Интер +” выходили только те программы, которые производил сам “Интер”. А программы, не имеющие прав вещания вне территории Украины, перекрывались передачами из интеровского архива.

Я предложил такую концепцию: “Интер+” — это телеканал “Интер” плюс все самое лучшее, что есть в украинском телевизионном пространстве. Неважно, произведено ли это на большом телеканале, небольшой продакшн-студией или творческим объединением. На Киевской Международной телерадиоярмарке, в мае, мы презентовали этот проект и предложили всем, кто производит качественные, интересные и соответствующие сегодняшнему облику современного украинского телевидения программы передавать нам для показа на “Интер+”. Мы, в отличие от других международных каналов, которые не пускают в свой эфир программы других производителей, открыты для сотрудничества.

— Вы покупаете авторские права на программы?

— Права передаются на договорных основах. В основном, производящие компании изначально хотят денег. Я им отвечаю: “А то, что вы получаете международные права на вещание, то, что вас увидят во всем мире, это ничего не значит?”. Кстати, на Телерадиоярмарке был презентован еще один проект: “Смотрим лучшее на “Интер+””. Это постоянно действующий конкурс. Все программы, которые попадают к нам на канал, автоматически получают сертификат международного вещания, а кроме этого, по итогам года мы определяем лучших по пяти номинациям. Победители получают Приз победителя в номинации (памятный знак) и Грант на развитие своего телепроекта.

— И много желающих оказалось?

— Мы посчитали, и оказалось, что сегодня на различных этапах (переговоры, составление договоров, получение и показ программ) мы сотрудничаем со 116 компаниями …

В самом начале был у нас такой период, когда не было технической возможности перекрывать анонсы Интера. А там анонсировались какие-то сериалы, программы, футбол, а мы все это не могли показывать – международных прав на этот телепродукт не было. Естественно, зарубежные зрители были крайне недовольны, писали возмущенные письма на форум “Интера”.

Сейчас мы заключаем договора как с производителями программ, так и с владельцами международных прав. Например, наши соотечественники за рубежом очень хотят смотреть украинский футбол. Уже заключен договор с киевским клубом “Арсенал”, со временем собираемся заключать договора с другими футбольными клубами. Также работаем и с другими спортивными проектами (например, программа “Форсаж”, проекты “Инфоспорт Маркетинг”).

На “Интер+” сегодня уже выходят телециклы “Украина театральная” (это лучшие украинские спектакли, отснятые “Золотыми воротами”), их же “М-Стиль”, “Футбол-ретро” от “Альтернативы”, “Маленькие истории “Арт-обстрела”, “Фотосалон ЧИЗ” ( харьковского ТО”ЧИЗ”), цикл концертов от ТК”Служба информации”(ТВ-Табачук), цикл экологических телепрограмм от ИВЦ “Зеленое досье”, циклы программ ТИА “Профи-ТВ”, готовим к показу программы ICTV “Галопом по Европам” и “Коронное блюдо”, документальный сериал “Старый новый город” (от РА”Линия удачи” из Одессы), видеофильмы “Каменец-Подольский” Каменец-Подольской ТРК и “Пісні полонин” Закарпатской ОГТРК.

Искали новых партнеров и на фестивалях телепрограмм “Мій рідний край” (Ужгород) и “Україна єдина” (Одесса).

— “Интер+” – это коммерческий проект?

— На сегодня это имиджевый проект. Хотя не исключаю, что со временем он станет коммерческим. Вряд ли кто ожидал, что у нас окажется столько проблем с телепродуктом. Например, международными авторскими правами на программы до нас в Украине никто из производителей и дистрибьюторов не занимался. Висящие рядом с нами на спутнике каналы, получившие лицензию на вещание на территории Украины, стыдливо закрывают глаза на то, что их принимают где-то в Европе. А ведь в Европе они демонстрируют ту же сетку вещания, что и в нашей стране.

— А насколько для вас затратна покупка авторских прав? И, если можно, оцените каково соотношение между затратами и прибылью?

— Весь наш проект довольно затратный. Кроме того, оказалось, что процедура получения программ с международными правами непроста. Когда я спрашиваю у производителей: “Чисты ли у вас международные права?”, мне отвечают: “Да”. Хотя на деле оказывается, что это не так. Например, мало кто еще и из производителей задумывается о “чистоте” музыкальных дорожек.

А сейчас мы планируем не только покупать авторские права, а еще и выпускать специальные проекты, ориентированные непосредственно на зарубежную аудиторию. Мы собираемся искать партнеров, которые будут для нас снимать такие программы.

— Но какая-то рентабельность закладывалась? И на чем, собственно, канал собирался зарабатывать?

— О рентабельности пока говорить сложно. Но у нас есть несколько направлений развития. Наш канал висит на спутнике в открытом доступе. И вряд ли мы в самое ближайшее время начнем шифровать сигнал. Но компания “Торсат”, которая занимается нашей кабельной дистрибуцией, уже заключает договора с различными зарубежными партнерами, которые вводят наш канал в кабельные сети. Там уже предполагаются какие-то отчисления.

Сейчас наша задача – спрограммировать нормальный канал со своим лицом и заполнить его качественным и интересным для зарубежья телепродуктом (сеткой). Для этого я придумал несколько ходов. Это мое ноу-хау, хотя, на самом деле, эти вещи лежат на поверхности. Поскольку “Интер +” вещает именно для зарубежных зрителей, то нужно учитывать разные часовые пояса. Поэтому, когда сетка заполнится постоянными цикловыми программами, мы будем делать три прайма: для Европы, для Америки и для Австралии. Тогда самые интересные и значимые проекты сможет увидеть наибольшее количество зрителей.

Например, сейчас мы пришли к ночному повтору основного выпуска новостей. Он выходит в 20 часов на “Интере”, мы его повторяем в 2.30 ночи. И судя по отзывам, и этот выпуск находит своего зрителя.

— Вы показываете сериалы, которые идут по “Интеру”?

— Лишь те, к которым “Интер” имеет отношение в плане производства или копродукции. Например, сейчас на “Интере” в производстве находится сериал “Европейский конвой”, который и мы в ближайшее время будем показывать.

– А каким образом вы определяете, что будет интересно зарубежному зрителю? Вы сами решаете, что ставить в эфир или есть какие-то объективные данные: опросы, исследования?

— Главное, сделать наш канал разноплановым. Делать канал для общения с зарубежьем только развлекательным, музыкальным или спортивным бессмысленно. У нас есть договоренность с нашей информационно-аналитической службой о том, что со временем они будут специально делать еще и дайджест новостей, ориентированный на зарубежную аудиторию. Да и оригинальный интеровский телепродукт весьма разнообразен по жанрам. Это далеко не только развлекательные программы. Например, один из триумфаторов последнего “Бархатного сезона”, программа “Всплеск культуры” для зарубежного зрителя выходит не столь поздно, как на “Интере”.И по отзывам, его смотрят с интересом и в Париже, и в Праге, и в Израиле. Достаточно много у нас украинской современной музыки.

Мы решили, что если хотим стать некой телевизиткой современной Украины, то должны представить ее не только развлекательными программами. Хотя, наверное, было бы проще всего набрать однотипных программ популярных жанров и показывать их круглые сутки.

— Что еще из интеровских программ вы показываете?

— Собственно, все, что производит “Интер” собственными силами или в копродукции. И “Мелорама”, “Все для тебя”, “Ключевой момент”, “Криминал” и спецпроекты, “На линии огня”, “Первая экспедиция”, “Вкусно с Борисом Бурдой”, “Перекресток любви”, “Караоке на майдане” и “Шанс”, “Золотой гусь”, “С бодрым утром”, “Планета здоровье”…

— А художественные фильмы?

— С художественными фильмами дело обстоит сложнее. Большинство кинодистрибьюторов предпочитают продавать авторские права отдельно для каждой страны или региона: отдельно для Азербайджана, отдельно для Румынии и т.д. Поэтому найти общий язык с теми дистрибьюторами, которые владеют всемирными (пусть даже неэксклюзивными) правами непросто. Но мы сейчас закончили переговоры с Одесской киностудией, будем показывать “Место встречи изменить нельзя”, “Секретный фарватер”, “Берегите женщин”, “Приключения Тома Сойера”. Я думаю, что можно составить приличное лицо кинопоказа даже на нашей отечественной кинопродукции, не обращаясь к последним блокбастерам. Тем более, что зарубеж никакими блокбастерами не удивишь.

— У вас есть какая-то обратная связь с вашими зрителями?

— Нам довольно много звонят. Причем, звонят из Англии, Португалии, Голландии. Вышли в кабеле в Прибалтике, стали звонить из Эстонии, Латвии, Литвы. Сейчас на нас стали выходить всевозможные зарубежные издания для того, чтобы печатать нашу программу. В частности, газета “Русская Германия” прислала нам выпуск своей газеты и попросила предоставлять им нашу программу. Но, самое интересное, что в их газете печатаются программы тех каналов, которые, по сути, не имеют права вещать за рубеж.

— А какие это каналы?

— Ну, вы же, наверное, знаете, какие каналы висят на спутнике. Многие, начиная с “Нового”, СТБ, ICTV,ТЕТ, ТРК”Украина”… Но если вы спросите об этом эти каналы, вам скажут, что такого не может быть. И что спутник используется только как способ раздачи сигнала на территории Украины. А если их там кто-то ловит за границей, так это у них, наверное, какая-то хитрая тарелка…

Я знаю одну историю. Не знаю, насколько она правдива, но все об этом говорят. Якобы СТБ в свое время получил по первое число от итальянцев, которые им продали права на показ итальянского футбола для Украины. Ведь в их трансляции на спутнике итальянский футбол оказался доступным всей Европе. И им пришлось перекрывать на спутнике итальянский футбол, во всяком случае, об этом сообщают на их сайте.

— А что у вас с рейтингами? Возможно ли, что они у вас появятся?

— Я не представляю, как можно измерить рейтинги на спутнике. Поэтому, когда меня спрашивают: “А какие у вас рейтинги?”, я отвечаю: “В Зимбабве или в Румынии?”. Хотя, когда достаточно разовьется кабельная дистрибуция, то по отдельным странам можно будет получать показатели телесмотрения.

— Но вы же можете договориться в странах, где сигнал распространяется, с исследовательскими компаниями?

— У нас такой необходимости пока нет. Пока зарубежные кабельные операторы, договариваясь с “Торсатом”, берут наш канал для показа в тестовом режиме, а потом сами определяются, интересно это их зрителям или нет.

— Как же вы без рейтингов сможете продавать рекламу? Кроме того, каким образом планируется продавать рекламное время? Чья должна быть реклама?

— Рекламой при канале “Интер+” занимается рекламное агентство “Стиль-С”. Спросите их об этом. А на канале должна быть и украинская реклама, если украинский производитель или рекламодатель собирается выходить на зарубежный уровень. С другой стороны, это может быть также озвученная на русском или украинском языке реклама каких-то зарубежных товаров или услуг для украиноязычного или русскоязычного населения тех стран, где мы вещаем.

— Но еще никакой технологической цепочки нет?

— Пока это все на стадии зарождения. “Стиль-С” только ищет партнеров, пытается найти приемлемые формы сотрудничества, схемы. Да, у нас нет рейтингов, но, понимая географию, можно подсчитать примерное количество наших зрителей. Спутник “Сириус-2”, на котором мы висим, накрывает порядка 45 стран мира. Кстати, речь идет о качественном цифровом сигнале. Из технических новинок мы готовим электронный гид на канале, нечто вроде интерактивного телетекста с информацией о программе на украинском, русском и английском языках. В техническом плане многие современные технологии, например, программирование вещания через сервер, отрабатываются именно на нас. И мы становимся полигоном новых технологических вещательных идей для основного “Интера”.

— Сколько предположительно у вас зрителей?

— Мы подсчитывали, что в идеале, если предположить, что нас смотрит вся украино- и русскоязычная аудитория (люди, уехавшие на ПМЖ, работающие в украинских торгпредствах, посольствах и просто уехавшие на заработки), количество зрителей может достигать 25 миллионов. Это очень приличная потенциальная аудитория. И, как мне кажется, достаточно благодарная аудитория, просто жаждущая информации из Украины.

— Россия вас уже видит?

— Сигнал со спутника туда частично доходит. А с кабельными операторами ведутся переговоры. К концу года сигнал должен быть распространен в Сибирь и на Дальний Восток, переговоры об этом ведутся. В Беларуси, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии мы в кабеле уже выходим.

Нина Краснова