Мошенники воруют у операторов связи до 52 млрд. USD в год

0
208 views

Объем потерь мировой отрасли связи от действий мошенников, по различным оценкам, составляет от 18 до 52 млрд. USD в год. Об этом на семинаре “Борьба с мошенничеством в телекоммуникационных сетях”, организованном компаниями Subex Systems и IBS, операторам связи и журналистам рассказал эксперт компании IBS Виталий Лезин.

По его словам, бурный рост рынка услуг связи спровоцировал увеличение числа фактов мошенничества в сетях операторов. Уровень мошенничества в настоящее время уже достиг масштабов организованного бизнеса. Г-н Лезин считает, что эти цифры вполне сопоставимы с оборотом таких компаний-гигантов, как, например, НР.

“Даже если хотя бы 10% тех денег, которые операторы связи “платят” мошенникам, удалось бы вернуть в бюджет этих компаний, то полученная сумма очень напоминала бы те плановые показатели, которых хотят достичь многие операторы связи в следующем году”, – посетовал г-н Лезин. По его мнению, самым печальным в этой тенденции является то, что объемы доходов мошенников вырастают ежегодно на 7%. Под атаками мошенников не удается устоять ни сетям мобильных операторов связи, ни сетям традиционных или альтернативных игроков рынка связи.

По данным компании Subex Systems, убытки мировой телекоммуникационной индустрии от злоупотреблений составляют не менее $35 млрд. в год, а атакам мошенников подвержены сети около 59% телекоммуникационных компаний по всему миру. При этом 35% европейских телекоммуникационных компаний ошибочно классифицируют потери от мошенничества как невозвратные убытки.

Как рассказал коммерческий директор Subex Systems Винод Кумар, данные, анонсированные Всемирным форумом операторов GSM по борьбе с мошенничеством, свидетельствуют о том, что работающие в России операторы попадают под категорию тех, у кого объем убытков от мошенничества превышает 10%. По словам г-на Кумара, операторы в мире не очень заинтересованы в том, чтобы тратить большие деньги на поимку таких мошенников. Кроме того, юридические требования во многих странах таковы, что если задолженность невозможно взыскать в течение определенного срока, то оператор обязан списать долг на чистые убытки и прекратить преследование должника.

Наибольшие убытки приносит “абонентское” мошенничество (когда абонент подключается по кредитному плану, пользуется рядом услуг, а затем – бесследно исчезает). Кроме того, велик процент краж идентификационной информации клиентов. И, несмотря на прогресс, достигнутый в борьбе с аферистами, абонентское мошенничество по-прежнему является наиболее распространенным и приносит наибольшие убытки. Далее следуют потери от мошенничества, связанного с роумингом, афер, проводимых с помощью prepaid-схем и оплаты по картам, и кражи трубок.

Проблемой №1 г-н Кумар назвал внутреннее мошенничество. Он привел статистические данные за 2002 год, согласно которым доля потерь операторов от внутреннего мошенничества выросла с 8 до 23%. “Именно сотрудники компаний – сотовых операторов лучше всех знают, какие программные продукты установлены в компании, как они работают, какие меры предотвращения мошенничества уже приняты, – считает он. – Эти люди особенно хорошо осведомлены о том, что, когда и как нужно сделать для того, чтобы не оставить следов”. По его словам, каждый из наиболее крупных фактов мошенничества так или иначе опирался на утечку информации от операторов. Случается, что мошенниками оказываются и поставщики дополнительных платных услуг, осуществляемых с использованием сотового телефона (получение справочной или биржевой информация, и т.д.).

Чтобы компании-операторы связи могли снизить потери от вмешательства мошенников, им необходимы серьезные программные решения, позволяющие отслеживать и пресекать подобного рода преступления. Эффективной мерой пресечения мошенничества является внедрение систем Fraud Management, которые позволяют создать безопасную среду для внутренних и внешних пользователей услуг, при этом покрывают необходимые потребности операторов связи.

Подобного рода продукты выпускаются многими поставщиками решений для телеком-бизнеса. Как рассказали участники семинара, в настоящее время в этом сегменте рынка лидируют продукты компании НР, в течение десятилетия занимающейся разработкой подобного ПО. Продукты НР внедрены у 68 клиентов. На втором месте – системы, разработанные компанией Subex Systems, вышедшей на международный рынок примерно три года назад. Быстрый рост бизнеса компании г-н Кумар связывает с тем, что разрабатываемая ею система Fraud Management – Ranger – отличаются гибкостью, наличием ряда эксклюзивных модулей, а также привлекательной ценовой политикой. В настоящее время система установлена у 64 операторов связи.

Впрочем, подробно останавливаться на ценах анонсируемых продуктов ни г-н Кумар, ни представители компании IBS (которая займется продвижением и внедрением решений Subex Systems в России) не стали. Правда, руководитель направления OSS/BSS-систем департамента системных решений IBS Кирилл Перминов отметил, что компания все-таки “не пирожками торгует” и предложил операторам обсудить “цену вопроса” в приватных переговорах.

Видимо, организаторам семинара вопрос цены представляется не первостепенным. Поэтому в ходе семинара была дана информация о возможностях использования разработанного Subex Systems продукта – системы Ranger – для уменьшения потерь от действий мошенников. Как рассказал участникам семинара г-н Кумар, основными задачами Ranger являются поиск и обнаружение различных типов мошенничества, пресечение новых попыток нелегального доступа лиц, уже уличенных в мошенничестве, предоставление полной информации по типам и объему мошенничества в сетях. Система следит за ситуацией в сети, выявляет факты отклонения от нормы и информирует оператора о наличии таких фактов на каждом этапе жизненного цикла абонента. Ranger – очень гибкая и масштабируемая система, имеющая трехуровневую архитектуру и способная “работать” на любой платформе (последняя версия системы также может работать на базе операционной системе Linux). Продукт может быть внедрен как в аналоговой сети связи, так и в фиксированной и мобильной сетях.

Чтобы выявить мошенников, Ranger в первую очередь дает операторам возможность выработать систему бизнес-правил, поставить ей ряд условий. Например, если абонент часто звонит в регионы с “нехорошей репутацией” – Вьетнам, Индия, Нигерия, то система должна это фиксировать и сообщать оператору. При желании оператора, Ranger может так же поступать со слишком большим количеством вызовов у одного абонента или с появлением одного, но многочасового вызова. Оператор может сформировать собственный “черный список” номеров и ввести его в систему, а может воспользоваться данными, имеющимися у спецслужб. Но если окажется, что абонент звонит по одному из таких номеров, то система сразу проинформирует оператора об этом.

Правда, операторы – участники семинара отметили, что, возможно, на внедрение системы Ranger и ее использование у российских операторов потребуется ряд разрешительных документов от различных российских государственных структур. Однако г-н Перминов ответил, что такими документами компания пока не обладает, но особой проблемы в их получении (если это действительно потребуется) не видит. Кроме того, он счел необходимым добавить, что в настоящее время компания ведет переговоры по поводу проектов по внедрению Ranger с четырьмя потенциальными клиентами – российскими операторами связи. И уже сейчас эти компании используют данный продукт в рамках пилотных проектов.