Российский рынок телефонов идет своим путем

0
201 views

Темпы роста российского рынка мобильных телефонов, по данным IDC, в 2003 году составили 89%, что почти в четыре раза превышает общемировые показатели. В 1Q04, по данным MRG, продажи превысили 5,1 млн аппаратов.

Но расклад сил на российском рынке сильно отличается от мирового. В России нет сильного лидера среди производителей мобильных телефонов. Об этом свидетельствуют и разные оценки аналитиков. По данным MRG, уже более года лидерство за Motorola, а Nokia и Samsung борются за 2-е место. По версии же IDC, в 2003 году на российском рынке лидировала Siemens, а Motorola, Nokia и Samsung занимали места со 2-го по 4-е.

[MForum: Оценка IDC коррелирует и с данными MForum, в частности, по итогам 4Q03 первое место осталось за Siemens с 27.3%, на втором была Nokia – 18.4%, лишь на третьем – Motorola 18.0%, на долю Samsung приходилось 13.4%.].

Прирост новых абонентов в России уже три года подряд превышает прогнозы аналитиков. Из-за этого на рынке периодически образуется дефицит мобильных телефонов ведущих производителей. Эта особенность рынка также играет на руку небольшим азиатским производителям, которые в последнее время активно выходят на российский рынок. Елена Москалева из “Техмаркета” рассказывает: “Корейская компания VK Mobile, например, в 4Q03 неожиданно получила 3 процента российского рынка, что корейцев очень воодушевило. Но объясняется этот успех достаточно просто: у многих вендоров в тот момент был дефицит продукции, а у VK Mobile нет”.

В России по-прежнему доминируют телефоны начального уровня – стоимостью до 120 долларов, они весьма востребованы в регионах. Но российский рынок неоднороден. Так, в Москве, по расчетам MForum.ru, проникновение сотовой связи (процент абонентов относительно общего числа жителей) свыше 77%, в Санкт-Петербурге – свыше 67%, что вполне соответствует тенденциям западноевропейских рынков. По словам Александра Федюнина, директора по маркетингу розничной сети “Анарион”, “до 30% владельцев телефонов в Москве меняют аппараты раз в полгода”. По мнению Елены Москалевой, “все перенимается из Европы, только с некоторым отставанием”. Но в то же время такое важное за рубежом направление, как продажа операторами пакета “телефон + контракт”, в России малопопулярно. В Европе договоры с операторами обеспечивают вендорам более 70% сбыта трубок, а у нас, по оценке Элдара Муртазина из MRG, не больше 4%.