МТС попала в жернова предвыборной кампании в Украине

0
198 views

Выборы нового президента состоятся через три месяца, но уже сейчас начинается психологическое давление на ключевые фигуры в командах кандидатов в президенты Виктора Януковича и Виктора Ющенко. Считается, что Янукович является преемником Кучмы и ориентирован на укрепление связей с Россией. Ющенко придерживается западного вектора, настаивая на интеграции Украины с Евросоюзом.

По слухам, АФК “Система” сделала ставку на Януковича, с которым глава “Системы” Владимир Евтушенков встречался и обсуждал возможные проекты на Украине. Однако победа на выборах Ющенко может поставить под сомнение стабильное будущее даже успешного бизнеса – к примеру, сотового оператора UMC, который сейчас принадлежит российской МТС. Вполне возможно, что новое руководство Украины попытается провести реприватизацию наиболее интересных активов, обнаружив какие-либо юридические недочеты.

Первые признаки таких намерений уже проявились. В мае Счетная палата Украины обвинила Фонд государственного имущества (ФГИ) в том, что он незаконно продал 51% акций оператора UMC, которыми владел “Укртелеком”. По мнению экспертов Счетной палаты, эта сделка привела к уменьшению стоимости “Укртелекома”, который должен быть приватизирован в этом году. Верховная Рада одновременно потребовала отставки главы ФГИ Михаила Чечетова. Президент Леонид Кучма отказался выполнить требование.

На прошлой неделе Генеральная прокуратура Украины подала иск в Высший хозяйственный суд о признании продажи акций UMC незаконной. В результате этих событий цена одной акции МТС на Нью-Йоркской бирже за один день снизилась со $122 до $114. Месяц назад директор МТС по связям с инвесторами Андрей Брагинский в беседе с корреспондентом “К°” отрицал наличие политических рисков. “Сделка была закрыта с соблюдением всех требований закона”, – утверждал и продолжает утверждать сейчас Андрей Брагинский.

Действительно, МТС заплатила за UMC около $400. По оценкам аналитиков, это была справедливая цена: каждый украинский абонент обошелся МТС примерно в $220. “Альфа-групп”, покупая основного конкурента UMC – компанию “Киевстар”, выложила за ее абонентов по $250. При этом в 2002 году “Киевстар” являлся лидером украинского рынка и демонстрировал более высокие темпы развития. Бывшие акционеры же UMC не инвестировали в компанию с 2000 года, что привело к потере доли рынка.

Став собственником UMC, МТС вложила в нее $230 в 2003 году и запланировала инвестировать $200 в нынешнем. За прошедшие два года число абонентов UMC увеличилось в 2,5 раза, достигнув 4,4 млн, и компания вернула себе первое место. Однако юридическое оформление сделки и положительная роль МТС в развитии сотового рынка, на что обращает внимание российская компания, мало интересуют украинских оппонентов. Они утверждают, что ФГИ и прежнее руководство “Укртелекома” не имели права продавать 51% акций UMC.

Представители прокуратуры Украины утверждают, что намерены вернуть акции UMC обратно “Укртелекому”. Естественно, они не разъясняют, что предлагают сделать с уже сделанными МТС инвестициями. Логика украинской прокуратуры напоминает логику их российских коллег. А сценарий событий вокруг ЮКОСа может поощрить их к повторению подобных действий. Если, конечно, на это будет политическая воля после выборов. Новый глава “Укртелекома” Григорий Дзекон объясняет свою “ревизионистскую” деятельность тем, что “иностранные инвесторы не хотят покупать “Укртелеком” без UMC”. Тем самым он ставит пожелания неизвестных западных компаний над существующими законами. Только ли МТС станет заложником “нового курса”, если он будет объявлен после осенних выборов?

Сергей Филиппов