Денежный насос “Киевстара” и UMC набрал темп

Результаты деятельности крупнейших операторов мобильной связи в I квартале текущего года засвидетельствовали дальнейший рост основных финансовых показателей “Киевстара” и UMC. В то же время рынок постепенно насыщается, о чем свидетельствует снижение доходов операторов из расчета на одного абонента. Несмотря на то, что по многим показателям, в том числе, по росту абонентской базы, лидерство на рынке принадлежит UMC, рентабельность “Киевстара” все же превышает аналогичный показатель конкурента.

Еще в апреле внимание Антимонопольного комитета (АМК) привлекли финансовые показатели крупнейших отечественных операторов мобильной связи “Киевстар” и UMC. Основываясь на данных о результатах деятельности компаний за прошлый год, представители АМК пришли к выводу, что монополизации данного рынка – возможна. Постоянно растущая абонентская сеть компаний, высокие доходы и не менее высокая рентабельность стали поводом для разработки рекомендаций по снижению тарифов на услуги, которые комитет направил “Киевстару”, и UMC.

Подтверждением существования потенциала у компаний для удешевления стоимости мобильной связи являются и результаты деятельности мобильных операторов в 1 квартале текущего года. По итогам 1 квартала 2004 года UMC получила чистую прибыль по US GAAP в размере $42,8 млн., что в 2,3 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Выручка UMC, по данным отчета “материнской” МТС, за этот период возросла на 80% – до $154,8 млн. Аналогичные темпы прироста чистой реализации продемонстрировал и основной конкурент UMC – “Киевстар”. Выручка компании составила $119,73 млн. При этом ее чистая прибыль увеличилась втрое по сравнению с 1 кварталом 2003 года – до $41 млн.

Продолжала расширяться и абонентская база. Более динамичные темпы прироста показала абонентская сеть UMC, увеличившаяся по сравнению с концом прошлого года на 15%, до 3,85 млн. чел. В то же время, рост абонентов “Киевстара” несколько замедлился и составил лишь 6%, что произошло за счет ужесточения конкуренции в сегменте pre-paid. В конце марта компания обслуживала 3,22 млн. абонентов, что на 16% ниже соответствующего показателя UMC. Таким образом, более агрессивная маркетинговая стратегия “дочки” МТС продолжает приносить свои плоды, и компания постепенно отвоевывает рынок у “Киевстара”. Оператор потерял 5% рынка по сравнению с 4 кварталом прошлого года, вследствие чего его доля на рынке мобильной связи сократилась до 45%.

Продолжает сокращаться и средняя ежемесячная выручка мобильных операторов в расчете на одного абонента (ARPU). Если сравнивать ARPU “Киевстара” в I квартале текущего года с IV кварталом прошлого года, то этот показатель сократился на 8%, до $12,5. Аналогичная ситуация наблюдается и у UMC. Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента в 1 квартале уменьшилась до $14 по сравнению с $15,4 в 4 квартале 2003 года. “Это снижение является результатом переориентации абонентов на предоплаченные тарифные планы и снижением уровня тарифов в конце 2003 года”, – отмечают в МТС. А средний ежемесячный трафик (AMPU) для UMC снизился с 114 минут в четвертом квартале 2003 года до 111 минут в первом квартале 2004 года.

Одновременно со снижением трафика, уменьшились и затраты компании на привлечение одного абонента (SAC). В 1 квартале 2004 года SAC уменьшился на 3,8% и составил $25. Этому во многом способствовало сокращение расходов на привлечение абонентов массового рынка и растущей экономии на масштабе.

Что касается рентабельности “Киевстара” и UMC, то она по-прежнему превышает показатель операторов стран Восточной Европы. Если в 4 квартале прошлого года рентабельность (OIBDA/доходы) для материнской компании “MTC” составила 53,7%, то по итогам 1 квартала текущего года она выросла до 54,5%. Между тем, отношение EBITDA к доходам “Киевстара” в 1 квартал 2004 года снизилось до 60,6% по сравнению с 63,3% в 4 квартала прошлого года.

Оператор – EBITDA, $, млн – EBITDA/Доходы, %

“Киевстар” (Украина) – 72.5 – 60.6

МТС (Россия, консолидировано по группе) – 440.7 – 54.5

“ВымпелКом” (Россия) – 202 – 48.4

Telenor (Норвегия) – 404.3 – 39

DiGi Com (Малайзия) – 61.2 – 45.3

Pannon GSM (Венгрия) – 79.8 – 39.6

Era GSM (Польша) – 134.7 – 36.7

Источник: данные компаний

Для МТС и “ВымпелКома” использован показатель OIBDA/доходы. Таким образом, учитывая высокую рентабельность лидеров мобильной связи на отечественном рынке, есть все основания полагать о существовании потенциальных возможностей у компаний сделать мобильную связь доступней, уменьшив тарифы на услуги. Однако, как отметил эксперт Dragon Capital Андрей Дмитренко, говорить о том, что компании пользуются своим положением на рынке, удерживая цены неправильно, поскольку конкуренция между ними присутствует, причем достаточно агрессивная. “Поэтому вмешательство государства в этом случае излишне”, – подчеркивает эксперт.

Впрочем, некоторое снижение стоимости услуг сотовой связи уже произошло. Напомним, “Киевстар” в начале апреля снизил тарифы на исходящие звонки абонентам prepaid-сегмента до 0,80 грн. в пределах Украины, на другие мобильные операторы – 1,90 грн. В то же время в конце апреля основной конкурент “Киевстара” UMC также ввел новые тарифные пакеты на предоплаченные услуги мобильной связи (Sim-Sim). По словам генерального директора UMC Эрика Франке, в среднем стоимость услуг снизилась на 25%. Впрочем, какое влияние может оказать снижение тарифов на рентабельность деятельности мобильных операторов, покажет следующий квартал. “Выбор для компаний состоит между быстрым ростом абонентской базы, или более низким ARPU”, – считает Андрей Дмитренко.

Елена Струк

Где занять деньги онлайн: как быстро взять микрозайм без отказа в Украине

Читайте обзоры:

-->