В Украине продолжается SMS-бум

Рынок всякого рода сервисов на основе SMS-технологий продолжает расти чрезвычайно высокими темпами. Услуга, активное продвижение которой началось, по сути, только в прошлом году, привлекает все большее количество абонентов. На фоне роста рынок приобретает традиционные для “развитых” стран очертания — львиную долю сервисов предлагают контент-провайдеры, которые делят доходы с операторами мобильной связи.

Победная поступь

Темпы роста данного сегмента могут вызвать зависть у многих бизнесменов. Если в 2002 г. абоненты мобильной связи за различные дополнительные сервисы заплатили менее $1 млн, то в прошлом эта цифра уже превысила $5 млн. К концу нынешнего года участники рынка ожидают увеличения его объемов до $18–20 млн. По словам директора компании “Нью Миллениум Инвестмент” (торговая марка Jump, SMS-проекты на каналах СТБ, ICTV, M1) Игоря Шрайбмана, на SMS-услуги приходится порядка 60–70% дополнительных сервисов для абонентов мобильной связи. Генеральный директор компании Sibius Ukraine (наиболее раскрученный продукт — SMS-флирт, в сети UMC работает под брэндом UMC-знакомства, интерактивные услуги с каналом М1 и радио “ЕвропаПлюс”) Кирилл Гороховский оценивает ближайшие перспективы рынка еще более оптимистично: он считает, что объем только SMS-услуг в текущем году достигнет $20 млн.

При этом рынок начал активно развиваться только в начале 2003-го. До этого мобильщики проводили различные SMS-акции своими силами. Первой ласточкой стал проведенный UMC “Первый миллион”. Компания предложила своим клиентам прислать сообщение на тему привлечения под знамена UMC миллиона абонентов. В мероприятии приняли участие 38 тыс. человек, которые прислали 240 тыс. сообщений. “Киевстар” в свою очередь провел несколько SMS-акций, предлагая угадать количество своих абонентов. Но настоящие деньги пошли на рынок после того, как национальные операторы открыли доступ в свои сети сторонним контент-провайдерам. В этом случае оператор предоставляет транспортную сеть для контент-услуг, выполняет тарификацию запросов, предлагает консультационную поддержку. Контент-провайдеры разрабатывают идею сервисов, планируют и проводят маркетинговые кампании, организуют службу поддержки клиентов. Впрочем, операторы также не остаются в стороне и самостоятельно предлагают клиентам новые услуги. В р езультате рынок растет вышеозначенными темпами.

В принципе, основная причина столь бурного роста данного сегмента вполне очевидна — процесс выгоден всем участникам. Контент-провайдеры зарабатывают на предоставлении разработанных услуг, оператор получает хороший объем высокооплачиваемого SMS-трафика. Да и порог вхождения в рынок сравнительно невелик. По словам директора по развитию компании Entry (поставщик серверов) Сергея Толокунского, на начальном этапе организация технической базы, достаточной для обработки нескольких десятков тысяч сообщений в час, обойдется приблизительно в $6 тыс. Высокая доходность при сравнительно невысоком пороге вхождения привлекли довольно много компаний. На сегодняшний день SMS-пирог с операторами делят более 30 контент-провайдеров. Среди наиболее известных, работающих на украинском рынке больше года, менеджер новых продуктов UMC Оксана Соболь отмечает такие компании и торговые марки, как Beeper, Jump, Mobilemania, Point Com, “Евроинформ”, Sibius и др. Генеральный директор компании Celline (SMS -прогнозы результатов итальянского чемпионата по футболу и Лиги чемпионов, проект B-Com) Максим Диненберг считает, что, несмотря на невысокий порог вхождения в рынок, говорить о его перенасыщении пока не приходится.

Любимые услуги

Наибольший интерес клиентов и, следовательно, самые большие деньги на сегодняшний день приносят разнообразные средства персонализации телефонов — мелодии и логотипы. За ними, по мнению Игоря Шрайбмана из “Нью Миллениум Инвестмент”, следуют SMS-игры и коммуникационные сервисы (SMS-чаты, SMS-знакомства), информационные услуги, как-то: справки, новости, погода, афиша, курсы валют и пр. Неплохим спросом пользуются викторины, “угадайки” и другие подобные акции. Постепенно набирает обороты оплата товаров и услуг через SMS. Кирилл Гороховский из Sibius Ukraine считает, что на мелодии и логотипы приходится около 50% рынка, 10% — совместные с телеканалами интерактивные голосования и викторины, 5–7% доходов приносят знакомства, примерно по 5% — информационные услуги и SMS-игры. Приблизительно в таких же пропорциях ранжируют SMS-сервисы и представители UMC.

Впрочем, в последнее время рынок достаточно активно уходит в сторону интерактивных услуг. Все большую популярность приобретают те из них, которые позволяют заказать поздравление или музыкальный клип на теле- и радиоканалах, участвовать в конкурсах и розыгрышах, общаться с ведущими и гостями в студии. Это объясняется тем, что наиболее привлекательный на сегодняшний день сегмент — мелодии и логотипы — уже близок к насыщению. Тем более что как старые, так и новые провайдеры используют одни и те же медиаканалы. Интерактивные акции намного сложнее музыкально-логотипного бизнеса. Поэтому этот сегмент в ближайшее время сможет принять в свои ряды достаточное количество провайдеров.

Надо делиться

Ситуацию со взаимоотношениями провайдер/оператор специалисты по понятным причинам комментируют не очень охотно. По словам директора компании “Днепртелеком” (Mobilemania) Виктора Андреева, в Украине пока нет общих принципов взаимодействия провайдера с оператором: ни технических, ни финансовых. “Цивилизованный оператор предлагает больше свободы, требует больше вкладывать в развитие сервиса и, соответственно, легче делится доходом. Не совсем цивилизованный отбирает свою половину и дальше — хоть трава не расти: никаких новшеств — корпоративная политика. Некоторые наши операторы как-то пытаются применять разработанные за рубежом принципы взаимодействия, другие стоят на своих схемах, утверждая, что это лучшее в мире решение”, — сказал г-н Андреев.

Игорь Шрайбман говорит, что базовая схема взаимодействия провайдера и оператора очень проста — доходы делятся поровну. Но нередки существенные отклонения, особенно когда в проекте участвуют несколько партнеров (телеканалы, радиостанции и пр.). “Несмотря на то что львиная доля взносов сторон в совместный проект носит нематериальный характер, их необходимо учитывать. Провайдер предлагает идею, осуществляет ее техническую реализацию. Канал предоставляет медиаресурс, а без рекламной поддержки акция обречена на провал. Кроме того, чтобы услуга была успешна, нужен неплохой призовой фонд, а для этого необходимо привлечь хорошего спонсора”, — говорит Максим Диненберг из Celline.

Светлое будущее

Абсолютно все опрошенные “ДС” участники рынка считают, что в ближайшей перспективе он будет расти такими же бурными темпами, как в этом году. При этом они опираются как на свои ожидания, так и на зарубежный опыт. В странах Западной Европы, где уровень проникновения мобильной связи достигает 70–80%, доля контент-услуг в общем объеме непереговорных доходов операторов мобильной связи (WAP, голосовые услуги, Java, SMS) доходит до 17%, в Украине, по оценке Максима Диненберга, до конца года она приблизится к 1,5%.

“Рынок контент-услуг, конечно же, будет развиваться из года в год как вширь (количество провайдеров), так и вглубь (число пользователей и частота использования сервисов). Первое станет регулировать рынок, провайдеры будут приходить и уходить, понимая, что это совсем не легкий кусок хлеба. Второе же зависит в основном от общей экономической ситуации в стране (количество пользователей мобильной связи и их потенциальные финансовые возможности). Например, в России затраты одного абонента в год на контент-услуги в 3–3,5 раза выше, чем в Украине”, — говорит Игорь Шрайбман. При этом он уверен, что рынок будет двигаться в сторону специализации — провайдеры перестанут бросаться на все, что видят, а займут свои ниши. Часть из них станет заниматься контентом, часть — инфраструктурными услугами.

Где занять деньги онлайн: как быстро взять микрозайм без отказа в Украине

Читайте обзоры:

-->