Интеллектуальные услуги связи с трудом приживаются в сотовых сетях России

0
234 views

Интеллектуальные сети связи (ИС) и связанные с ними услуги давно приобрели популярность у пользователей фиксированных телефонов. А вот сотовые абоненты подобным сервисом не избалованы. На российский рынок только-только выходят компании, предлагающие совместно с сотовыми операторами “умные” услуги.

Интеллектуальные услуги связи предоставляются на одноименных сетях. Такие сети базируются на компьютерных технологиях и физически не привязаны к реальной телекоммуникационной инфраструктуре. Это позволяет ИС не просто соединять двух абонентов, а создавать персональные сценарии обработки телефонных вызовов – например, организовать списочный обзвон, установить в офисе автоинформатор и т. п. Физическая независимость ИС от инфраструктуры связи позволяет компаниям объединять несколько телефонных номеров в один многоканальный номер.

В крупных городах абоненты альтернативных операторов фиксированной связи распробовали возможности ИС давно. Так, московская компания “МТУ-Информ” (ныне входит в “Комстар – Объединенные ТелеСистемы”) еще в середине 2003 г. объявила, что продажи интеллектуальных услуг приносят ей до 50% прибыли. О подъеме в этом сегменте рынка рапортуют и другие фиксированные столичные операторы.

Самой популярной услугой сегодня является так называемый “интеллектуальный офис”. Под этим словосочетанием подразумевается целый комплекс возможностей – например, компания-клиент может организовать с помощью этой услуги единый общий телефонный номер для своих филиалов. Или, например, поступающие на номер звонки будут распределяться на физически свободную линию, а если они заняты – становятся в очередь.

Увы, но сотовые операторы до недавнего времени не могли порадовать своих клиентов чем-нибудь подобным. Одним из первопроходцев этого бизнеса стала компания Countrycom, продвигающая в партнерстве с “МегаФоном” и “ВымпелКомом” услуги под брэндом “Алло, Инкогнито”.

Генеральный директор компании Countrycom Сергей Иванов рассказывает, что пока основной упор делается на продажу так называемых анонимных номеров. Клиенту предлагается завести себе сотовый номер, к которому будут как бы присоединены любые другие телефонные номера – сотовый, домашний, офисный. Клиент сам определит, в каком порядке будет происходить обзвон этих номеров, при этом звонящий так и не узнает реальных номеров собеседника. На том же принципе основана услуга “интеллектуальный мобильный офис”.

Услуги “Алло, Инкогнито” недешевы – подключение по тарифному плану “Инкогнито Классический” с прямым московским номером стоит $255 плюс ежемесячная абонентская плата в $30. Впрочем, услуга с федеральным номером стоит куда дешевле – $33 и $12 соответственно. “Мы помогаем сэкономить до 70% расходов на связь за счет того, что клиенты рациональнее пользуются телефонами. Например, отключают мобильный, когда сидят рядом с офисным телефоном, не боясь при этом потерять мобильные звонки”, – говорит Иванов.

Countrycom заключила контракты на продажу комплектов “Алло, Инкогнито” с большинством столичных сотовых дилеров. Пока услуги только тестируются. В “МегаФоне” говорят, что в тестовом режиме “Алло, Инкогнито” заинтересовалось не так уж много клиентов – несколько сотен. Дилеры тоже затрудняются спрогнозировать спрос на новую услугу, но готовы попробовать ее продавать. По словам пресс-секретаря компании DIXIS Кирилла Лубнина, в его сети комплекты “Алло, Инкогнито” появятся в продаже со следующей недели.

Аналитики уверены, что интеллектуальные услуги в недалеком будущем найдут своего клиента. “Поскольку у нас сотовая связь развивается более динамично, чем фиксированная, и количество пользователей сотовой связи уже значительно превышает количество линий фиксированной связи, то и дополнительные услуги в сетях сотовой связи скоро станут более востребованными. Это наглядно демонстрируется ростом сегмента услуг, основанных на беспроводной передаче данных, – в стране уже более полумиллиона пользователей технологии GPRS. За год их количество увеличилось практически в три раза, в то время как общее количество интернет-пользователей выросло только на 40% “, – говорит старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова.

Производители телекоммуникационного оборудования обращают внимание на то, что в предоставлении новых услуг операторы заинтересованы не меньше, чем их абоненты. “Мировой опыт показывает, что доход операторов от предоставления интеллектуальных услуг на одного абонента растет. К середине 2004 г. на эти услуги придется от 10% до 17% всех доходов”, – говорит директор подразделения мобильных сетей Nortel Networks в СНГ Андрей Новохатко. По его мнению, сейчас самыми актуальными являются приложения, позволяющие осуществлять удаленное наблюдение объектов и мониторинг автомобильного трафика.

Юрий Грановский