Сколько стоит мобильная Россия?

0
256 views

“Терминалы подвижной электросвязи” – вот что сегодня определяет развитие отрасли “Связь”. Этим казенным словосочетанием называются в официальной статистике мобильные телефоны. Их сегодня у населения России уже 42 млн штук. Динамику отрасли лучше всего характеризует следующий факт: еще несколько лет назад официально прогнозировалось, что в стране будет 22,2 млн мобильных телефонов только к 2010 г.

Впрочем, связь – это и другие виды услуг: почтовая связь, документальная (телеграф, телефакс, Интернет) , телефон, радио- и телевизионное вещание, спецсвязь и фельдсвязь, обеспечение эксплуатационной готовности радиочастотного ресурса. Связь в России обеспечивают около 900 000 работников отрасли, телевизионный сигнал распространяется через 10 000 станций приема телевидения, а радио – через 22 млн радиотрансляционных точек. Передачу государственных документов обеспечивает около 3500 фельдъегерей.

Фонды

На начало 2003 г. , по данным Госкомстата России, объем основных фондов в отрасли оценивался в 395 млрд руб. , что составляет 1,5% объема основных фондов всей экономики.

Степень износа основных фондов в отрасли связи ниже, чем в среднем по экономике (44,8% против 49,5% в 2002 г. ). В течение последних пяти лет этот показатель достаточно стабилен, что можно объяснить неравномерностью замены основных фондов. К примеру, если в отрасли подвижной электросвязи обновление происходит достаточно быстро, то в области традиционных почтовых услуг или радиорелейной связи оборудование заменяется крайне медленно. Компании мобильной телефонной связи являются частными, а федеральная почта и радиоретрансляторы находятся в собственности государства.

Экономические показатели

Объем валовой добавленной стоимости (ВДС) , произведенной в 2002 г. в отрасли “Связь”, составил в текущих ценах 176,7 млрд руб. , или 1,8% ВДС, произведенной в экономике. Темпы роста ВДС в последние годы остаются высокими. Индустрия продолжала расти даже в кризисном 1998 г. Это значит, что “Связь” была одной из немногих отраслей, для которых даже кризисный 1998 год был годом экономического роста. Один только этот факт уже говорит об огромном потенциале отрасли.

С точки зрения объема оказываемых услуг связь лишь на 13,2% является государственной. Остальное – это частная и смешанная собственность, в том числе и с иностранным участием.

Последние несколько лет рентабельность услуг связи находится на стабильно высоком уровне, порядка 30%. Это связано, во-первых, с высокими темпами развития технологий связи, а во-вторых, с наличием возможностей для монопольного поведения. Передача информации связана с использованием ограниченного количества каналов связи. Получение доступа к этим каналам является источником монопольной ренты, что также порождает высокую рентабельность услуг связи.

Политика

Реформирование отрасли связи началось в 1992 г. с приватизации (акционирования) государственных предприятий электросвязи. Мобильная связь, предоставление современных услуг документальной связи, услуг по передаче данных (Интернет) развивались, по сути, с нуля: ранее эти услуги либо не существовали, либо не были востребованы. На свободных, развивающихся рынках действовали конкурентные механизмы, однако компании конкурировали не только за потребителя, но и за право предоставления услуг. Дело не ограничивалось платой за право получения лицензии на предоставление услуг в том или ином регионе. Многочисленные требования, нормы и правила создавали широкие возможности для получения административной ренты регулирующими и контрольными органами. Часть административной ренты перекладывалась на потребителя, иногда практически напрямую, как в случае с не так уж давно отмененными лицензиями на использование мобильных телефонов.

В результате ускоренного развития мобильной связи, как указывалось в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, к 2000 г. традиционные предприятия, владеющие 87% инфраструктуры, давали 54% доходов отрасли, а оставшиеся 46% приходились на новые предприятия, владеющие 13% инфраструктуры.

В отрасли действует огромное количество регулирующих и контрольных органов. Лицензирование связи выведено из-под действия федеральных законов “О лицензировании отдельных видов деятельности” и “О техническом регулировании”. Помимо лицензии на право предоставления услуг, как это обычно бывает, придется получить разрешение на эксплуатацию оборудования (которое, в свою очередь, должно быть сертифицировано для использования в России) и массу других разрешений и документов – и это будет касаться не только услуг, связанных с использованием ограниченных радиочастот, но и, например, услуг по предоставлению доступа в Интернет или организации интернет-кафе. А так как к связи относится достаточно широкий спектр услуг, то получать лицензию требуется, к примеру, и компаниям, предоставляющим курьерские услуги.

Есть основания надеяться, что государство реально приступит к реформированию почтовой службы (прежде всего, ФГУП “Почта России”). В 2002 г. правительство России одобрило Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. Однако необходимо с сожалением отметить, что намеченные темпы преобразований нельзя признать удовлетворительными. Создание ФГУП “Почта России” на базе учреждений почтовой связи не решает проблему низкой эффективности данных структур. Нонсенсом выглядит и преобразование учреждений в организационно-правовую форму ФГУПа на фоне публичного (со стороны правительства России) признания ее неэффективности.

Прогноз

Низкая по сравнению с мировым уровнем обеспеченность населения средствами связи позволяет рассчитывать на сохранение в 2004 – 2007 гг. средних темпов прироста валовой добавленной стоимости на уровне порядка 15% в год. Причем наибольший вклад в этот рост дадут мобильная связь, а также предоставление услуг документальной связи, услуг по передаче данных (“Интернет”).

Объемы услуг специальной связи и фельдсвязи ограничены текущим спросом государственных структур. Однако, судя по тому, что масштабная реорганизация правительства Российской Федерации в марте 2004 г. привела к увеличению числа федеральных органов исполнительной власти с 56 до 76 единиц, даже в этом сегменте следует ожидать заметного роста валовой добавленной стоимости. Так что хоть какого-то положительного эффекта от масштабной реорганизации правительственных структур ожидать можно. Однако вряд ли реформа планировалась с целью развития услуг спецсвязи и фельдсвязи.

Темпы прироста ВДС в отрасли очень высоки. Однако в реальности они могут оказаться еще выше, так как именно в этой сфере можно ожидать появления новых технических решений и, возможно, даже новых видов связи.

Оценка

Стоимость российской связи, получаемая на основе метода дисконтирования будущей валовой добавленной стоимости, составляет 29,3 трлн руб. , или более $1 трлн.

Это не так много по сравнению с ранее оцененными отраслями. Однако, учитывая тот факт, что связь является одной из самых динамично развивающихся отраслей, можно прогнозировать быстрое и уверенное приращение стоимости.

Авторы – руководитель и сотрудники департамента стратегического анализа компании ФБК. Подробности на сайте WWW.SKOLKO.RU.