КПК: в Европе и США разные лидеры

0
167 views

Исследовательские компании подводят, наконец, окончательные итоги 2003 года, в частности, и по мировому рынку КПК. Окончательным лидером здесь признана компания palmOne, производитель КПК Zire и Tungsten, а также смартфона Treo, – она лидирует как в мире, так и на американском рынке, в то время как в Европе лидером является компания HP.

За весь 2003 год объем поставок КПК в мире, по данным IDC, составил 10,4 млн. устройств, что на 17,9% ниже аналогичного показателя 2002 года – 12,6 млн. КПК. По мнению аналитиков, эти цифры отражают рост популярности смартфонов – устройств с возможностью приема-передачи голоса, фактически, мобильных телефонов с функциональностью КПК. Так, согласно исследованию компании Canalys, в последнем квартале 2003 года объем поставок карманных компьютеров в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) впервые превысил показатель в 1 млн. устройств, в то время как продажи смартфонов достигли более 2 млн. устройств. По оценкам специалистов Canalys, рост продаж говорит о большем потенциале рынка карманных компьютеров с возможностью приема-передачи данных, чем прогнозировали ранее некоторые аналитики. Рост рынка в Canalys объясняют популярностью программ навигации с помощью GPS, а также увеличением корпоративных расходов на ИТ.

Наибольшую прибыль от продаж в корпоративном секторе региона EMEA, по данным Canalys, получила компания Hewlett-Packard – она занимает первое место на рынке КПК с возможностью приема-передачи данных с 32,9-процентной долей – это 406420 проданных устройств. На втором месте – компания Palm с объемом поставок в размере 307100 КПК, или 24,9% рынка, что на 19% ниже показателя за аналогичный период 2002 года. Как отмечают аналитики Canalys, Palm пытается угнаться за HP на двух фронтах – это, во-первых, лидирующее положение HP в корпоративном секторе, а также отставание Palm в использовании навигационных GPS-приложений, все более популярных на рынке. По словам директора Canalys Криса Джонса (Chris Jones), с появлением КПК с навигационными GPS-системами по конкурентным ценам рынок карманных компьютеров обрел второе дыхание. “Производителям КПК, не предлагающим такие системы навигации, сложнее бороться за долю рынка – Palm и Sony еще есть над чем поработать в этой области”, – отметил он.

Германский производитель Medion занимает третье место по объему поставок карманных устройств с возможностью приема-передачи данных – 11% рынка; далее следует компания Sony с 6,2-процентной долей. В целом же карманные устройства с возможностью приема-передачи голоса, включая смартфоны и телефоны с расширенной функциональностью, почти вдвое обогнали КПК по объему поставок: продажи в этом секторе достигли 2,2 млн. устройств.

По данным IDC, весь мировой рынок КПК в 4-м квартале вырос на 3,2% по сравнению с предыдущим годом и на 52,7% – по сравнению с показателями 3-го квартала, достигнув 3,4 млн. устройств. Рост рынка объясняется, в основном, сезонным ростом продаж устройств от palmOne и Hewlett-Packard. Так, рост продаж Hewlett-Packard за этот период составил 101,5% по сравнению с 4-м кварталом 2002 года, что объясняется большим количеством и разнообразием предлагаемых моделей. В частности, на рынок вышел КПК HP iPAQ 4150, оснащенный модулями WLAN и Bluetooth, а размерами – не многим больше самой маленькой модели КПК без возможностей беспроводного соединения, 1940. В целом же в 4-м квартале все четверо ведущих вендоров укрепили свои позиции на рынке, и лишь Toshiba благодаря усилиям Medion была вытеснена из пятерки лидеров. Объем продаж Medion в 4-м квартале достиг 100 тыс. устройств, что на 104,2% выше показателя 3-го квартала.

Ведущие 5 производителей КПК, мировые поставки и рыночная доля в 4-м квартале 2003 года

Место – Вендор -Поставки, 4-й кв. 2003 г. -Доля рынка, 4-й кв. 2003 г.

1 – palmOne – 1 321 232 – 38,5%

2 – Hewlett-Packard – 861 050 – 25,1%

3 – Sony – 478 130 – 13,9%

4 – Dell – 164 150 – 4,8%

5 – Medion – 97 000 – 2,8%

Другие – 511 212 – 14,9%

Всего – 3 432 774 – 100%

Источник: IDC

palmOne в 4-м квартале увеличил свою долю мирового рынка на 56,7% по сравнению с 3-м кварталом, в основном, благодаря популярности новых моделей – Zire 21, Tungsten E и Tungsten T3. Рыночная доля компании выросла, соответственно, с 37,5% до 38,5%. Доля Hewlett Packard по итогам 4-го квартала, наоборот, снизилась по сравнению с предыдущим – с 25,9% до 25,1%, в связи с ростом всего рынка. Для компании Sony 4-й квартал был более чем удачным – рост продаж в США в рождественский сезон составил 99,8% по сравнению с предыдущим кварталом. Однако в других регионах КПК от Sony продавались не столь успешно, и по сравнению с аналогичным периодом 2002 года их объем сократился на 2,8%.

Ведущие 5 производителей КПК, мировые поставки и доля рынка, 2003 год

Место – Вендор – Поставки в 2003 г. – Доля рынка в 2003 г.

1 – palmOne – 3 950 125 – 38,1%

2 – Hewlett-Packard – 2 280 152 – 22%

3 – Sony – 1 390 078 – 13,4%

4 – Dell – 610 811 – 5,9%

5 – Toshiba – 306 687 – 3%

Другие – 1 824 970 – 17,6%

Всего – 10 362 823 – 100%

Источник: IDC

Компания Dell представила в 4-м квартале новую модель КПК Axim X3, что позволило увеличить продажи в этом периоде на 21% по сравнению с 3-м кварталом и на 167,4% – по сравнению с тем же периодом 2002 года.

КПК-лидеры продаж на американском розничном рынке, октябрь-декабрь 2003 года

Место – Модель – Доля рынка

1 – palmOne – Tungsten E – 19%

2 – Sony Clie SJ22 – 13%

3 – palmOne Zire 21 – 10%

4 – palmOne Zire 71 – 7%

5 – HP iPaq 1945 – 6%

6 – palmOne Zire – 6%

7 – Sony Clie TJ25 – 6%

8 – palmOne Tungsten T3 – 4%

9 – HP iPaq 2215 – 4%

10 – palmOne Zire 21 Limited Ed Bundle – 3%

Источник: NPD Powerview

По прогнозам IDC, поставки смартфонов и КПК должны вырасти с 8,6 млн. штук в 2003 году до 72,4 млн. в 2007 году, при этом доля ОС Palm на подобных устройствах будет занимать до 9%.